Хотя правила любой социальной сети прямо запрещают передачу прав на свои аккаунты, продажа этих аккаунтов в FB или ВК, а особенно, в instagram и Telegram сегодня очень распространена. Причем такими условно запрещенными методами пользуются не только частные лица, желающие начать бизнес в социальной сети или поставить на поток перепродажу каналов. Крупные digital-агентства и рекламные студии тоже очень часто покупают такие активы для разных целей (от рекламы до ребрендинга клиентов).

По всем правилам экономики

Спрос, понятное дело, двигает и предложение. Результат – огромный рынок с тысячами «лотов», из которых порядка 40% – от мошенников. Да, уровень риска здесь очень высок. Потому серьезные покупатели работают через официальные биржи и аукционы каналов в социальных сетях. Как ни удивительно, сами соцсети, которые легко могут перейти в каталог таких подборок, не спешат банить выставленные на продажу аккаунты.

Не только покупка, но и аренда

Более того, наряду с продажей желающим доступна также аренда раскрученных пабликов в самых популярных социальных проектах. Правда, у нее есть особенности:

  • сам алгоритм сотрудничества намного сложнее (логин и пароль не передается, у пользователя есть только несколько часов в день в соцсети, причем график оговаривается заранее);
  • по стоимости аренда в большинстве случаев не оправдана (через несколько месяцев становится понятным, что выгоднее было купить менее раскрученный канал и использовать его);
  • риски санкций от социальной сети здесь выше;
  • сам канал может сильно «просесть» по охватам аудитории, потому что в этой нише читатели демонстрируют сильную привычку к манере оформления постов (когда она меняется, многие попросту уходят).

Сколько стоит аккаунт в социальной сети

Возвращаясь к продажам, можно сказать, что такой диапазон цен, который применяется на этом рынке, найдется только в тарифных сетках онлайн-рекламы. Стоимость того же канала в Telegram может варьировать от 1000 рублей до 10000 долларов США. И это вовсе не предел. Причем в instagram, например, каналы продаются чуть дороже (от 3–5 тыс. рублей), а в Яндекс.Дзен или FB их стоимость стартует с чуть меньшей отметки (500–800 рублей).

Ввиду отсутствия нормальной базы регулирования рынка, внятных законов ценообразования у него тоже нет. Есть только основные условия, которые больше всего влияют на цену. К ним относятся:

  • Подписчики. Часто цена устанавливается за каждого. Например, по 2–5 рублей за подписку. То есть канал с аудиторией 50 тыс. человек обойдется в 100–250 тыс. рублей. Такой подход плох тем, что часть целевых читателей на любом канале – это не настоящие люди. Точнее, они могут быть вполне настоящими, но не относиться к целевой или платежеспособной аудитории (накрутка, школьники).
  • Монетизация. Если она подключена, актив автоматически наращивает цену. Минимум вдвое.
  • Ограничения. Они, наоборот, снижают стоимость. Но если от них нельзя избавиться, то покупка (даже очень задешево) вряд ли себя оправдает.
  • Возраст. Самые ценные аккаунты – старше 2–3 лет.
  • Страна проживания аудитории.
  • Тематика. Например, в некоторых странах детские каналы стоят намного дешевле автомобильных. А где-то финансовые услуги считаются «бюджетной» темой, тогда как ниша beauty-индустрии стоит очень дорого.

Расчет, как правило, проводится с предоплатой части средств. Покупателю нужно быть готовым перечислить от 20 до 50% заявленной стоимости аккаунта до получения прав на канал. Впрочем, это не снижает ни рисков продавца, ни рисков его партнера. Если работать на этом рынке, то либо через официального гаранта, либо через биржу. Это тоже не панацея, но вероятность обмана все же меньше.