Голосовые помощники все прочнее обосновываются в e-commerce. С их помощью ищут товары почти 30 миллионов россиян, еще 20 миллионов людей (согласно результатам опроса, опубликованным в ноябре 2019) уже испытывали возможности голосового поиска для других целей.

Что все это значит для продавцов товаров, услуг, работ в интернете? Во-первых, ранее озвученные тренды сработали, и мобильный пользователь становится еще ближе, на нем имеет смысл сконцентрировать программу привлечения. Во-вторых, надо учиться работать с голосовыми запросами уже сейчас, пока вас не опередили конкуренты.

Как оптимизировать сайт под голосовой запрос

Механика действий при использовании голосового помощника простая:

  • Человек задает вопрос вслух.
  • Робот сам прописывает его запрос в строке поиска и зачитывает сниппеты.
  • При уточнениях для более детального анализа релевантности сайтов в выдаче бот может просканировать и их посадочные страницы. Велика вероятность, что в будущем это станет одним из ключевых моментов.

Уже из перечисленного можно сделать 3 вывода. Первый: запрос говорят словами, велика вероятность, что он длиннее, чем при печати, и логичнее (никаких «Москва купить» или «горящий тур 2020»). Это надо понимать для правильного составления семантического ядра.

Второй момент: сниппет, который зачитает бот, может идти не первым в списке выдачи. Все зависит от того, что тот насканирует. Соответственно, нужна скорость загрузки и открытая для индекса информация. Хорошая новость: даже будучи пятым по счету, можно оказаться первым, чей продукт предложат соискателю. И получить клиента вперед крупных конкурентов.

Третий вывод: роботу должно быть, что зачитывать. То есть информационное наполнение сайта по-прежнему важно. И насыщение текстов ключевыми словами может сыграть решающую роль (не увидев нужных слов у вас, бот зачитает анонс конкурента).

Как собирать семантику

Больше всего сложностей в практике оптимизации сайта под ключи для голосового помощника ожидаемо вызывают ключевые фразы. В отличие от стандартных наборов из wordstat они длиннее и лучше сформулированы. Чтобы предугадать, какими вопросами пользователь будет искать ваш продукт, можно:

  • Спросить его самого (если есть наработанная база). За самую большую подборку потенциальных фраз можно даже учредить премию, промокод, подарки и т. д. Заодно будет повод лишний раз связаться с клиентами, напомнить о себе.
  • Проанализировать списки с помощью специальных сервисов, они уже есть.
  • Провести анализ актуальных фраз и сформировать из них long-tail-ключи, исходя из характеристик целевого покупателя.
  • Подсмотреть у конкурентов, которые уже озадачились настройками под голосовые поиски (опять же, есть сервисы).

По аналогии с текстовым SEO, желательно активно использовать LSI.

Что сделать в первую очередь

Три шага к привлечению клиентов «голосом» просты. Во-первых, надо провести технический анализ ресурса, обнаружить все ошибки, «обрывки» кодов, незаслуженно закрытые от сканирования тексты и битые ссылки – все, что может помешать роботу быстро считать информацию. Разметка в этом деле очень поможет.

Во-вторых, максимально ускорить загрузку. Есть масса способов сжать данные и оптимизировать отображение «тяжелых» элементов. В-третьих, пора уже оптимизировать сайт под мобильные устройства, если вы вдруг еще этого не сделали.