В идеальном мире конкуренция – это как борьба олимпийцев на арене: кто-то побеждает ценой, кто-то качеством, кто-то выгодными яркими акциями, собирая периодически сливки. В реальной жизни же (пусть и на виртуальных площадках) процесс соперничества на всех уровнях (от Apple с Huawei до малоизвестных блогеров в одной нише) выглядит несколько иначе. Многие здесь не прочь использовать серые и откровенно черные методы завоевания аудитории. Самый эффективный из таких методов – создание неприятной ассоциации с брендом (фирменным знаком, логотипом сайта или блогера).

Яркий пример успешной кампании по продвижению вот такой нехорошей ассоциации – «издевательство» над брендом известного французского авто, Renault. Достоверно неизвестно, кто придумал «превратить» бриллиант логотипа компании в человеческий орган, неизвестно. Зато известно, что развивайся эта ассоциация вне интернета, ее «шествие» по миру было бы куда менее расходным для Renault. А еще известно, что после ее распространения продажи автомобилей семейства действительно резко упали, выпустив вперед главных конкурентов одной группы – VW и Skoda.

Создание нелицеприятных ассоциаций – это настоящее непаханое поле, особенно в социальных сетях. Этот метод работает на «слив» конкурента и почти всегда дает долгосрочный негативный результат. Но бороться с ним можно, даже если вы только «попали» в зенит и пока не готовы тратить сумасшедшие деньги, чтобы «отмыть» имя. Как? Предлагаем несколько эффективных способов.

Тема исчерпана

Самый простой способ подходит не всем, но в ряде случаев помогает решить проблему быстро и недорого. Если конкурент нашел неприятную ассоциацию с вашим знаком (на логотипе, одежде, любимой машине – чем угодно) и вы уже наблюдаете отток подписчиков в социальных сетях или посетителей на сайте, возведите тему в абсолют. В деликатной, культурной, женской или медицинской нише это не сработает. А вот в развлекательной, авторемонтной, торговой и многих других – вполне.

Что делать:

  • поддержать тему, развивая умение смеяться над собой;
  • развить до абсурда, дав пользователям почувствовать, что дальше просто некуда – вопрос исчерпан до самого донышка;
  • подтвердить, что попытка имела шансы на успех, но провалилась, поскольку цель и миссия вашего проекта далеки как от неприятных ассоциаций, так и от жесткой завязки на предмете, который эти ассоциации вызвал.

Уверенность в себе и своем деле, лишенная истеричности и агрессии, всегда производит приятное впечатление и вызывает уважение. Это можно и надо использовать, только действовать надо продуманно, спокойно и без эмоций.

Трэш на трэш

Можно попробовать увести свою целевую аудиторию от ассоциации, предложив ей беспретензионную акцию. Мероприятие должно быть ярким, запоминающимся, по уровню положительных эмоций участников с лихвой перекрывающим негативный налет. Варианты:

  • распродажа;
  • конкурс на новый логотип с хорошим призом;
  • презентация бренда на знаковой площадке (где-нибудь по телевизору, например, не всегда за это надо платить – можно воззвать к нынешним звездам, ставшим когда-то жертвами подобных инсинуаций со стороны завистников).

Яркая альтернатива

«Бить карту» соперника можно и своими «козырями». Есть обвинение в непродуманном логотипе – есть возможность интересно рассказать о его создании и обосновать каждую его черточку. Здесь два варианта: обыграть неприятную ассоциацию, чтобы в восприятии целевой аудитории она стала приятной, или предложить на ту же картинку другую не менее яркую и запоминающуюся «якорную» отметку. Это самый сложный способ борьбы, но победив на этом поле, новых «подстав» уже можно не бояться – репутационный выигрыш не заставит себя ждать.