Когда сайт достигает определенных позиций и уже может сравнивать свои результаты с данными ближайших конкурентов, ему стоит обратить внимание именно на улучшение поведенческих факторов. Почему? Добившись небольшого успеха, ресурс все равно остается новым – ему надо работать над портфелем постоянных читателей, иначе все, что удалось получить, можно потерять. Кроме того, сегодня тренд в выдаче задают именно люди – пользователи, а анализ ПФ дает понять, чем можно им понравиться еще больше.

Другой вопрос, что тратить часы после каждого нововведения (доработки анкеты, изменения шрифта, интеграции новостей) на глубокий анализ не всегда целесообразно. Впрочем, этого делать и не придется – всегда можно воспользоваться уже готовыми решениями. Среди последних – быстрый анализ в сравнении с конкурентами.

База для сравнения

Популярная ошибка новичков – рассматривать только прямых соперников. Конечно, с ними сравниваться надо постоянно, но не только с ними. Здесь нужны три группы участников рынка.

  1. Прямые конкуренты, чтобы оценить общее состояние сайта в плане его привлекательности для читателя, найти его слабые места и подсмотреть способ их устранения. Для короткого анализа достаточно 2–3 конкурентных ресурсов, которые продают те же товары/продукты.
  2. Косвенные конкуренты. Они торгуют альтернативной продукцией или чем-то из смежной ниши. Их данные помогут расширить инструменты удержания людей на своих страницах и перенять эффективные улучшения или дизайнерские находки.
  3. Лидеры рынка. С ними, конечно, сопоставлять свои результаты не стоит (чтобы не огорчаться). Зато по ним можно прикинуть, где в нише «потолок», и на какие параметры стоит равняться. Еще по лидерам (с тем же продуктом) можно сориентироваться в факторах, которые определяют успех (или имеют минимальный вес).

Какую информацию собирать

Самый простой способ провести сравнительный анализ – оформить его табличкой, где по вертикали будут идти участники (анализируемый сайт и его конкуренты по группам), а по горизонтали – метрики. При исследовании поведенческих факторов нужно смотреть:

  • на общую посещаемость в сутки;
  • длительность визита каждого читателя;
  • процент отказов.

На что смотреть?

Обнаружив, что ваш суточный трафик отличается от конкурентского (кроме лидеров) не более, чем на 10–20%, можно порадоваться. Хорошо, если это отличие в большую сторону. Значит, ваши методы привлечения работают лучше. Если у прямых конкурентов трафик значительно выше, значит, вас банально «перебивают рекламой» – нужны альтернативные методы привлечения и удержания посетителей. Если это отличие наблюдается у косвенного конкурента, стоит «разложить» его посещаемость на каналы и понять, какие из них вы упустили.

Длительность визита, сопоставимая с сайтами-лидерами и конкурентами, указывает, что контент вы публикуете правильный и своевременный. Но это тот случай, когда даже разницу в 10 секунд (если у кого-то люди проводят больше времени) надо изучать. Что есть такого на страницах других проектов, из-за чего человек задерживается на них больше? Возможно, вам это тоже можно установить или добавить нечто похожее.

Абсолютные и относительные величины

Процент отказов – важный относительный показатель, который надо перевести в абсолютный, чтобы получить реальную картину. Так, если у конкурента вдвое больше посетителей и настолько же ниже процент отказов, не спешите огорчаться. При переводе на численность неслучившихся покупателей все может измениться. Простой пример:

  • у анализируемого сайта суточная посещаемость 10 тысяч человек, а отказов 5%, это 500 несовершенных покупок;
  • у прямого конкурента посещаемость 40 тыс. человек, а процент отказов – 3%, его потери – 1200 человек (то есть 1200 читателей оказались настолько разочарованы его функционалом, что не стали совершать транзакцию, хотя пришли сюда за конкретным товаром).

Конечно, зарабатывает такой конкурент все равно больше (потому что покупок – 38,8 тыс. против 9,5 тыс.). Но поискать, что отваживает от него стольких покупателей, все же стоит. И у себя тоже.