Начало марта выдалось «урожайным» на новые проекты для налогового кодекса. В числе прочих предложений одним из самых обсуждаемых оказалась инициатива от Минцифры. Ее суть проста: доход блогеров от встроенной рекламы в социальных сетях нужно обложить новым налогом.

При этом:

  • плательщиками должны выступить сами социальные сети (YouTube, instagram, Twitter, Tik Tok и Facebook);
  • размер сбора – по стандартной ставке НДФЛ;
  • оплата налога будет взиматься только за доход, полученный от рекламы на каналах блогеров, которые работают в РФ.

Законопроект серьезный. Настолько, что в ближайшие месяцы над проработкой его юридической и организационной базы займутся сразу 3 министерства (Минцифры, Минфин и Минэкономики). Кроме перечисленных ведомств, ответственными за надзор, как полагается, станут еще и органы ФНС.

Как отреагировало общество блогеров

Первое замечание, которое поступило от сообщества блогеров, занятых в перечисленных сервисах, касается их оформления. Секрет в том, что после запуска режима НПД (самозанятость, налог с дохода от профессиональной деятельности), а также массовых проверок карточных счетов со стороны ФНС, блогеры, которые получают сколько-нибудь ощутимый доход от монетизации в социальных сетях, уже оформлены официально.

То есть зарегистрированы в ЕГРИП или сервисе «Мой налог» и платят все соответствующие сборы. Включая НДФЛ (кроме самозанятых, потому что они не могут нанимать сотрудников) за работников, с которыми сотрудничают.

Получается, что после внедрения нового налогового сбора в бюджет будет уходить задвоенная сумма. И блогеры от этого вряд ли выиграют.

На самом деле именно исполнители – предприниматели, которые развивают информационный блоггинг в России – больше всего в такой ситуации проиграют. Потому как крупные компании, если они согласятся перечислять налоги с дохода от рекламы, вполне логично делегируют эти расходы своим микропартнерам. То есть банально уменьшат размер средств, перечисляемых за показы рекламы, на сумму сбора.

Что говорят специалисты

Эксперты, которые работают в фискальной сфере, тоже не считают инициативу Минцифры очень удачной. У них, правда, другие аргументы против:

  • социальным сервисам, которые используют единый механизм монетизации для всех, попросту не выгодно внедрять новую систему «отбора» среди рекламных площадок российских блогеров (им проще «выключить» монетизацию для русскоязычных пользователей);
  • непонятно как реализовать механизм надзора за IT-платформами;
  • в распоряжении налоговиков нет технических средств для качественной проверки сумм и размеров получаемых налогов (проще, как и раньше, контролировать поступления, «отсеивая» тех, кто уже зарегистрирован, и обязывая фактических предпринимателей оформлять бизнес официально).

К этому остается добавить, что даже при переносе серверов в Россию западные компании, которые владеют социальными площадками, остаются зарегистрированными по иностранному адресу (согласно законодательству, официальный юридический адрес определяется по месту нахождения штаб-квартиры). То есть не обязаны подчиняться налоговым законам РФ.

Что в итоге?

Во что выльется очередная попытка повысить налоги на доходы от деятельности в интернете (не первая, к слову, в 2019 году уже были подобные инициативы), пока неизвестно. Вопрос будет прорабатываться до июня – июля 2021 года, и только после этого можно будет делать какие-то выводы. Хотя уже сейчас по реакции блогеров становится понятным, что платить «двойной» сбор они не захотят – в сети почти в 10 раз увеличилось количество запросов об открытии бизнеса за рубежом.