Среди всех фильтров Яндекса этот вызывает больше всего вопросов. Он появился под конец 2017 года и «терроризирует» сайты практически любого возраста. Фильтр за малополезный контент нельзя назвать самым частым в линейке, но уметь с ним работать полезно каждому. За что можно под него попасть? Как понять, что пессимизация имеет место? Какие действия предпринять для выхода в нормальное ранжирование?
Как проявляется фильтр
Самый очевидный признак «заболевания» не отличается оригинальностью. Ресурс в одночасье теряет от 20 до 30 позиций. По запросу в Вебмастере ответ приходит быстро.
Под фильтрацию могут попасть как совершенно новые ресурсы, так и очень возрастные. Нередко у алгоритма случаются сбои. Тогда в сети и на специализированных форумах появляются массовые сообщения от тех, кто оказался такой же «жертвой».
За что Яндекс наказывает
Первое, что важно понять про фильтр за малополезный контент: это не точечная плохая оценка, а низкий средний балл. Другими словами, сайт пессимизируется по ряду характеристик, а не одному слабому показателю. Обычно поводами для наказания становятся:
- Неравномерный трафик на страницах (1–5 посадочных блоков привлекают посетителей, остальные 50 вообще не посещаются).
- Большое количество рекламы, сосредоточенной в одном месте (не стоит размещать 10 баннеров, занимая 50% эффективного пространства главной страницы).
- Фильтр за малополезный контент часто настигает ресурсы, которые экспериментируют с рекламными сообщениями, вводящими пользователя в заблуждение. Сюда же относится реклама несуществующих (уже ликвидированных) компаний, брендов, товаров.
- Сосредоточение ссылок на одной странице (когда становится понятным, что она создавалась только ради балансировки ссылочной массы).
- Огромное количество так называемых мусорных ссылок.
«Группа риска»
Яндекс редко «загоняет» сайты под этот фильтр, когда претензии есть только по 1–2 пунктам из перечисленных. Чаще пессимизация идет, если в сумме показатели ресурса оказываются (по результатам очередной оценки – сканирования ботом) неудовлетворительными. Как показывает практика, с формулировкой «за малополезный контент» чаще всего наказывают чисто коммерческие ресурсы, созданные сугубо с целью продажи места под ссылки или размещения рекламы. На втором месте – новые проекты, которые «выпускаются» в индекс «сырыми». Например, сайт с обширной структурой и всего 2–3 заполненными страницами. Или 1–5 статьями.
Что делать
Реакция веб-мастера, чей сайт оказался пессимизирован в выдаче Яндекса, зависит от предполагаемой причины наказания.
- Если это очевидный сбой (например, на страницах совсем нет рекламы, трафик распределен равномерно, а ссылки стоят только на трастовые домены), можно просто связаться с поддержкой поисковика и «попроситься на волю». У сотрудников техподержки этого ПС есть «слабость» – они любят оперативные реакции и готовность мастера работать над ошибками. Потому отправлять заявку на выход стоит как можно раньше, и с аргументацией а-ля «все исправил».
- Если причины понятны, необходимо прорабатывать их – распределять рекламу, добавлять статьи или убирать вредные ссылки.
- Если причины непонятны, поможет разумная переоптимизация (внутренняя). Новый контент, избавление от спама, привлечение трафика из других (кроме поискового) каналов. Все это быстро даст результат. При условии эффективной коммуникации все с той же техподдержкой, конечно.
Попав под фильтр за малополезный контент, не стоит «рубить сплеча» – полностью удалять статьи, разрывать контракты с рекламодателем, удалять всю рекламу или баннеры. Если все это уже давало положительные результаты, материалы и рекламные блоки можно оставить. Просто доработать ресурс и убедить сервис, что контент перестал быть малополезным. Тогда после выхода позиции сайта не только восстановятся, но и могут улучшиться.