Мессенджер Telegram получил сумасшедшую фору в плане сбора пользователей именно благодаря тому, что на первом этапе становления отказался от любой рекламы. Он так и позиционировался, – как площадка, полностью свободная от нее.

В скором будущем, возможно, ситуация изменится: планы его запуску системы монетизации уже прозвучали. Но справедливости ради надо сказать, что и до этого прямо совсем свободным от рекламы сервис не был. Потому что для его пользователей, которые ведут здесь информационные каналы, реклама других участников и в целом продуктов или услуг вовсе не была таким уж табу.

Напротив, это один из рекомендуемых способов сделать канал окупаемым. Насколько он эффективен и целесообразен? Об этом и поговорим.

«Быть или не быть…»

К вопросу размещения рекламы на канале Telegram многие его пользователи, ведущие коммерческие проекты, все еще относятся по-разному. Кто-то с первого дня категорически от нее отказался, чтобы сохранить репутацию в глазах подписчиков.

Такие спикеры ведут канал не для заработка, а в качестве дополнительного имиджевого инструмента и способа привлечения трафика:

  • в интернет-магазин;
  • в журнал;
  • на сайт;
  • на канал в YouTube и т. д.

А кто-то пошел другим путем и буквально со дня запуска своего проекта постепенно «приучал» читателей к рекламным сообщениям, перемежая их большим количеством полезных заметок, статей, видео и постов. Есть и те, кто стал добавлять рекламу уже после того, как его аудитория сформировалась. Именно такие писатели наблюдают самые серьезные «оттоки» трафика после смены условий работы. Так что их опыт нужно повторять очень осторожно.

Один из безопасных методов «ввода» монетизации за счет рекламы – честно объяснить все читателям перед размещением первого сообщения. То есть рассказать, что канал требует средств и сил, которых не всегда хватает, и что для его ведения без снижения активности требуются дополнительные средства, в связи с чем скоро появятся рекламные заметки. Хорошо еще бы пообещать рекламировать только действительно полезные и проверенные продукты (причем обещание, если уж оно дано, нужно сдержать).

Аргументы за и против

Главный аргумент за размещение рекламных объявлений очевиден: деньги. За это платят от 200 до 10000 рублей и больше. Столько может стоить 1 заявка, размещенная на месяц или навечно. Сколько их будет в отчетный период, решает только автор.

Однодневные заметки или публикации с жизненным циклом не дольше недели обычно приносят до 500–1000 рублей и эффективны только для каналов с очень большой аудиторией. На маленьких проектах рекламодатели «короткие» заметки практически не заказывают.

Что до расценок, то они на условном рынке Telegram пока не сформировались. Потому большинство рекламодателей отталкиваются от численности аудитории потенциальной рекламной площадки. Стоимость долгосрочной или вечной публикации с рекламируемым продуктом обычно оценивается в 50% этой численности. То есть человек с 1000 подписчиков может начинать с цены в 500 рублей за размещение рекламной заметки. А раскрученный канал с 50 тыс. подписчиков может стартовать с 25 тыс. за объявление.

Если аудитория читателей достаточно большая, можно снижать этот условный тариф. Например, брать до 5 тыс. рублей за заметку при 20 тыс. подписчиков. Или 300 рублей вместо 500, если читателей 1000+.

«Скидки» за размещение следующей заметки можно предлагать, если отклик на них окажется небольшим. Это, с одной стороны, поможет удержать рекламодателя, а с другой, – дать еще один шанс каналу показать, что он подходит для рекламы.

Почему реклама – это плохо?

Главный аргумент против тоже понятен: никто не любит рекламу. Есть риск потерять постоянных посетителей канала. Кроме того, отбор рекламодателей, подготовка заметки, если она входит в обязанности владельца канала, проверка качества рекламируемой продукции – все это требует сил и времени.

Практика

Как начать размещать рекламу в своем Telegram-поректе:

  • Просчитать количество постов в день, неделю, месяц. Это нужно, чтобы понять, как часто канал сможет размещать рекламу и не частить (дабы не потерять читателей).
  • Сформулировать собственные стандарты и требования к рекламе. Допустимые и недопустимые темы, формат сообщений, их размер, обязательная информация, которая должна быть в заметке. На эти нормы нужно ориентироваться постоянно, так что их лучше оформить в виде некоего свода, который можно будет по запросу отправить рекламодателю.
  • Дать в описании канала ссылку на стандарты размещения рекламы. Это сэкономит время как владельцу канала, так и его потенциальному партнеру.
  • Сформулировать коммерческое предложение по размещению рекламы. Понятно, что очереди из желающих ее разместить сразу не будет. На первых порах, если потребность в монетизации уже давно назрела и даже «горит», рекламодателя можно поискать и самостоятельно. Здесь и пригодится коммерческое предложение.
  • Зарегистрировать проект в сервисах аналитики (начиная с Telergam.org и TgStat). Тогда потенциальные партнеры сами смогут проверять статистику канала перед заказом публикации.

Самостоятельный анализ эффективности

Первый опыт сотрудничества с рекламодателями стоит тщательно конспектировать – собирать данные по эффективности объявлений, статистику откликов, количество просмотров за отчетные периоды. Все это будет полезным в разговоре с будущими партнерами, которых обязательно заинтересует результаты прошлых рекламных кампаний, проведенных на канале.