Организаторы небольших интернет-проектов только недавно начали регистрировать свою деятельность официально, и пока не поднаторели в юридических нюансах. А изучать последние надо, причем быстро.

Причина такой необходимости стара, как мир: развиваются большинство проектов (если в их основе лежит хорошая идея) быстро, и очень скоро деньги на них либо кончаются, либо наоборот, – доходы превышают мыслимые и немыслимые объемы. Именно в такие моменты даже между самыми лучшими друзьями детства возникают конфликты.

Если в официальных документах интернет-компании не предусмотрены способы урегулирования подобных случаев, бизнес может оказаться под угрозой. Почему? Вначале пути (перед разработкой мобильного приложения или стартапа) о конфликтах никто не задумывается, а когда они назревают и «вскрываются», задумываться уже поздно.

Если порядок решения проблем установлен, они решаются. А если нет, то подписать некое соглашение, определяющее обязательства основателей, уже вряд ли получится. Конфликтующие стороны будет очень сложно уговорить на все важные пункты – они обязательно зацепятся за что-нибудь.

Документальное закрепление условий сотрудничества

Как «подстелить соломку»? Для начала сразу подойти к вопросу по-взрослому. То есть отринуть всевозможные обиды и высокие слова о дружбе и честности, чтобы перейти в плоскость юридического сопровождения бизнеса.

Корпоративное соглашение основателей – единственное, что спасет большое важное дело (для кого-то дело жизни) от краха в случае чего. Потому заключить его надо. И внести пункты, в нем закрепленные, в устав, если потребуется.

О чем никто не хочет говорить в корпоративном соглашении, хотя говорить об этом надо?

Функциональная обязанность каждого основателя

О правах создателей стартапа они и сами напомнят, а вот обязанности могут за собой и не закрепить. Это ошибка. Функции каждого участника компании должны быть четко определены и прописаны. Надо найти способ «измерить» результат их работы в цифрах. Это может быть количество привлеченных инвесторов в квартал, например. Или число лидов в месяц.

Необходимо четко прописать действия остальных участников при систематическом невыполнении одним из коллег предписанных планов. В некоторых случаях можно предусмотреть даже полную передачу основной части доли «провинившегося» другим администраторам с выплатой первому лишь скромной компенсации. Но это в любом случае обсуждаемо.

Право на выход

Редко один из создателей вдруг решает уйти, забрав свою долю, когда дело приносит миллионы. Куда чаще такая практика наблюдается при ухудшении финансовой ситуации, когда изъятие из оборота чьей-либо доли равноценно закрытию всего проекта. Чтобы оставить одному из «отцов» шанс одуматься, а компании – возможность пережить кризис, надо предусмотреть одно из трех:

  • запрет на выход из бизнеса для всех, например, в первые три года «инкубационного периода» (или на более длительный срок, но тогда надо предусмотреть возможность перехода одного из партнеров на дивиденды без фактического участия в операционной деятельности);
  • разрешение на выход при условии продажи доли одному из участников или инвестору, за которого оставшиеся участники проголосуют;
  • порядок постепенной выплаты ушедшему партнеру его доли (возможно, с потерей некоторого процента из-за ухода по своей инициативе).

Решения в каждом случае подбираются свои, но обсудить вопрос, связанный с возможным выходом любого из основателей, надо обязательно. Как минимум это обнаружит тех, кто пришел в проект ненадолго. Как максимум избавит от будущей волокиты с попытками оценить долю.

В этом же пункте должны быть рассмотрены моменты, касающиеся продажи, передачи, дарения долей или их мены.

Количество голосов и кворум для принятия важных решений

Все привыкли думать, что контрольный пакет акций (а в случае со стартапом – доля в размере 49,9% от общих взносов) позволяет одному человеку решать все. Это не так.

Если в уставе и корпоративном соглашении предусмотреть список ключевых для компании вопросов и количество голосов, требуемых для их принятия, даже доля в 99% не даст права решать все и за всех. Это полезно в тех случаях, когда сооснователи вкладываются разными активами (кто-то знаниями, кто-то деньгами, кто-то связями).

Интеллектуальная собственность – компании, а не человеку

Интернет-проекты малого масштаба еще не пришли полноценно к юридическому урегулированию вопросов, связанных с продуцированием интеллектуального продукта. Но это время не за горами.

Обезопасить проект от посягательств на его плоды со стороны «взбунтовавшегося» партнера можно только одним способом: закрепить исключительные права на всю интеллектуальную собственность, создаваемую с начала работы компании, за ней самой. В отличие от лицензионного, исключительное право работает как право собственности. Оно постоянно и не ограничено.

Persona non grata

Наконец, один из ключевых моментов, который касается возможного прихода в проект конкурентов, злоумышленников, бывших соперников и просто нежелательных персон. Частично этот вопрос урегулируют ограничения на выход партнеров из бизнеса.

Но для полного контроля в корпоративном соглашении непременно стоит прописать хотя бы ответы на следующие вопросы:

  • кому дорога в компанию точно закрыта (поименно или с описанием четких характеристик);
  • кто сможет «наложить вето» на приход нового участника по инициативе одного из основателей (де-юре на это имеет право любой, но в соглашении можно прописать иное);
  • кто будет выступать «судьями третейского суда» при вводе и выводе партнеров из бизнеса.

Перечисленные вопросы следует осветить не только для потенциальных новых администраторов. С инвесторами у стартаперов и разработчиков тоже часто возникают конфликтные случаи.

Кроме того, на входе все чтят принципы, которыми потом готовы поступиться ради финансовой подпитки дела. Ограничения по характеристикам принимаемых инвесторов (пусть даже в суммах первоначального вложения) снимают многие вопросы, связанные с нежелательными личностями или компаниями.