Будущее контентных сайтов за качественным контентом – экспертным, понятным, полезным, удобно структурированным, честным и достоверным. Но не только содержание статей на таких ресурсах может определять их популярность среди пользователей. Немаловажную роль играет и верстка. Точнее, не собственно верстка, а ее качество для каждого из существующих браузеров (или браузеров, которыми пользуется непосредственно ваша аудитория).

Кроссбраузерность – новомодный термин в практике раскрутки и развития контентных сайтов, который на самом деле новым и не является. Его суть проста: кроссбраузерный ресурс одинаково удобен к прочтению зрителем на любой из существующих площадок. Как это проверить, что дает кроссбраузерность и каковы должны быть действия веб-мастера по ее «настройке»?

Зачем делать сайт кроссбраузерным

Времена, когда все пользователи (за редким исключением, составляющим до 5% читателей), «обитали» в одном из 5–10 популярных браузеров, прошли. Теперь площадок для загрузки сайтов насчитывается более 1000. И это только десктопные варианты. А ведь есть еще и мобильные, которые не менее (а может, и более) важны. Их число растет, а коды отличаются все более существенно.

В таких условиях создание кроссбраузерного проекта – это must-have для успешного заработка веб-мастера. Что оно дает:

  • улучшение поведенческих факторов (меньше отказов);
  • увеличение продаж (за счет все тех же отказов);
  • формирование положительного имиджа серьезного локального бренда (когда мастер заботится о корректности отображения форм везде, он производит впечатление серьезного участника рынка);
  • расширение целевой аудитории за счет охвата тех, кто предпочитает редкие браузеры.

Как понять, что сайт не соответствует понятию кроссбраузерного

Здесь все просто: ресурс надо проверить. Проверку отображаемости можно автоматизировать или реализовать вручную. В первом случае потребуются специализированные сервисы. Они бывают платными и бесплатными. У последних список охватываемых браузеров (в которых проверяется ресурс) обычно ограничен 1–2 десятками. Хорошая новость состоит в том, что большинство платных сервисов предоставляют льготный период бесплатного пользования или демонстрационные версии (когда первый раз для пробы проверить ресурс можно бесплатно).

Почему автоматическая проверка не всегда эффективна

Проблема автоматической проверки кроссбраузерности состоит в том, что машины пока не способны смотреть на картинку глазами человека. Они могут найти «накладки» в буквальном смысле, когда функциональные строки и объекты наползают на другие строки и объекты. Но ни один алгоритм не увидит слишком близкого расположения элементов на странице или излишне вытянутый формат отображения.

Ручной поиск проблем

У ручной проверки тоже есть минусы:

  • все площадки, на которых надо запустить ресурс, придется ставить к себе на компьютер или планшет;
  • проверить больше 100 браузеров вряд ли получится;
  • со временем взгляд, что называется, замыливается, и некоторые важные огрехи человек может пропустить.

Впрочем, на проблему есть решение. Точнее, условие, которое отменяет саму проблему. Секрет в том, что кроссбраузерный сайт необязательно должен быть дружественным ко всем без исключения платформам. Достаточно лишь тех, на которых он получает больше всего отказов. Посмотреть их список можно в аналитических отчетах Яндекс.Метрики или Google Analytics. Там, где отказов 70–80%, обязательно следует проверить отображение основных страниц.

Что делать, обнаружив «болезни» верстки

Если сайт не везде отображается корректно, его владельцу остается одно из трех.

  1. Нанять верстальщика (привлечь программиста), чтобы исправить код (в первую очередь – префиксы CSS-свойств и CSS hacks, если они используются, а также условные комментарии в скриптах).
  2. Использовать готовое решение (фреймворк), которое уже адаптировано для большинства платформ (совместимые заготовки кода).
  3. Разобраться с проблемой самому и устранить ее (заодно и уязвимость кода проверить).

Кроме перечисленных мероприятий, полезно еще и периодически проверять свои ресурсы на предмет ошибок языка разметки HTML и верстки CSS. При этом не стоит пытаться добиться полной идентичности вида страниц на разных площадках. Это невозможно. Да и не нужно: главное дать читателю комфортную возможность присутствия и поиска информации на той платформе, которую он предпочитает.

Классические ошибки тестирования

Чего делать не стоит:

  • удалять целые скрипты в попытке добиться идентичности картинки, из-за этого может «поплыть» вся верстка;
  • жертвовать безопасностью во имя картинки (лучше привлечь профессионального исполнителя, чтобы все исправить);
  • пытаться добиться полной аналогии;
  • игнорировать версии браузеров разных поколений (сайт может отлично смотреться в последней редакции, но быть совершенно не читаемым в предпоследней, а пользователи могут быть и в той и в другой);
  • игнорировать мобильные браузеры (адаптивный сайт – это обязательное условие успеха в нынешних реалиях).

Как часто надо проверять сайт на предмет его кроссбраузерности

Версии популярных браузеров плодятся довольно быстро, и в очередном поколении то, что отображалось корректно, уже может выглядеть как минимум не эстетично. Понятно, что существует практика обновления дизайна сайта, и она часто учитывает как раз такие изменения. Но она не отменяет необходимости периодического контроля. Как показывает опыт, проводить его надо:

  • в момент запуска ресурса;
  • при снижении показателей продаж (в поисках их причин);
  • при увеличении процента отказов (в условиях жесткой конкуренции важно исключить любые факторы риска потери конверсии);
  • не реже 1 раза в 1–3 года в зависимости от сложности дизайна.

Желательно комбинировать оба способа проверки – доверить контроль по большому количеству площадок сервису, а лично оценить вид ресурса в последних или предпоследних версиях топ-5 самых популярных браузеров.