Интернет-маркетинг все дальше уходит от классических методов продвижения товаров и все больше адаптируется к особенностям удаленного сообщения с аудиторией. Для чего он порой использует совершенно несвойственные самому процессу продвижения товара методики.

Конечно, сама по себе технология геймификации процессов совершенно не нова. Она применяется давно и показала себя очень эффективной в образовательной практике. А теперь она используется и в интернет-маркетинге.

По сути

Что это за метод и как его реализовать для своего онлайн-продукта? Первое, что надо понять: геймификацию не следует идентифицировать с полноценной игрой. Внедрение игровых механик – это лишь «намек» на игру, способ настроить пользователя на правильный лад, создать нужное настроение и восприятие марки.

Полноценные игры в маркетинге ведут к эффекту, обратному ожидаемому. Пользователи увлекаются самой игрой и воспринимают все, что вне ее, как формальность. Товар находится вне игры. И он должен оставаться в центре внимания.

Механики

Таким образом, геймифицировать сайт или аккаунт в социальных сетях нужно осторожно, применяя только элементы игры, не устраивая ее самой. Из механик чаще всего применяют 1 из 6 самых действенных вариантов.

  1. Вирус.
  2. Оценки.
  3. Рейтинги.
  4. Погоня.
  5. Лотерея.
  6. Флешмоб.

Вирусный эффект

Яркий пример такого подхода – всевозможные челленджи. Цель вирусных элементов – заинтересовать, увлечь пользователя, чтобы тот захотел поделиться увиденным с друзьями. Механика отлично работает на первых порах для раскрутки, но малоэффективна в плане привлечения аудитории к целевым действиям уже через год развития.

Статус «своего»

Еще эту механику называют простановкой оценок. Она предполагает внедрение некоей системы вознаграждений пользователя за совершение тех или иных действий. Нацелена не столько на привлечение новых посетителей или увеличение продаж, сколько на формирование сообщества людей, объединенных общими интересами. Очень эффективный способ повышения лояльности и узнаваемости проекта.

Рейтинги

Это один из самых простых игровых приемов, реализованных на всех крупных проектах начиная с Aliexpress. Суть состоит в том, чтобы каждый покупатель постепенно поднимался по некоей лестнице статусов. Новый статус присваивается по достижении определенного количества покупок. Понятно, что работает метод на продажи.

«Поймай, если сможешь»

Еще один популярный сценарий, реализованный во всех акциях. Человеку предоставляется бонус и начинается обратный отсчет. Как только время заканчивается, бонус «сгорает». Если покупатель успевает воспользоваться им, он получает новый комплимент от магазина. Еще один способ увеличить продажи.

Лотерея

Этот прием положительно воспринимается аудиторией, с которой классические геймы работают плохо (например, деловые люди, предприниматели, возрастной контингент). Плюс метода состоит в том, что покупателю ничего не нужно делать – он становится участником, нажав одну кнопку. И выиграть скидку может каждый (постоянный клиент и новичок). Прием нацелен на повышение лояльности к бренду и узнаваемости проекта.

Игра по правилам

Довольно новый в интернет-маркетинге способ геймификации – «флешмоб». Суть проста: человек, который хочет принять участие, должен совершить назначенное действие в строго определенное время. Зайти в личный кабинет в 12.00 или написать комментарий к любому из купленных товаров до 6 числа месяца.

Метод подкупает именно своей игровой составляющей – наличием четких правил. Может использоваться как для создания внутреннего сообщества (все-таки именно за такими группами будущее маркетинга и продаж), а может работать и на имидж компании. Или продажи, если приурочить конкурс к праздникам, когда все что-то покупают.

Какие задачи можно решить в онлайн-маркетинге при помощи игровых механик

На самом деле при помощи игры можно решить практически любую задачу онлайн-бизнеса: научить, привлечь внимание, развлечь посетителя, спровоцировать на диалог и т. д. Проблема в том, что перед тем как задачу решать, ее надо найти, осознать и сформулировать. С этим и возникает больше всего трудностей.

Как показывает практика, удобнее и проще всего нацеливать геймификацию:

  • на удержание пользователя (главная задача любого начинающего проекта, часто недооцениваемая);
  • привлечение новых подписчиков, покупателей, активных участников обсуждений (не стоит забывать о первоочередных задачах маркетинга, как метода продаж);
  • улучшение репутации, исправление имиджа, завоевание первых баллов в «карму» (в классическом маркетинге все это объединено в понятие лояльности, на которую любой игровой прием, если «попал» в аудиторию, работает априори, так что эту задачу можно и надо объединять с другими);
  • дополнительный заработок (через челленджи, конкурсы, флешмобы можно продвигать не только собственный продукт, но и смежные товары партнеров, например).

Важный момент: по итогам анализа результатов геймификации за 2017–2019 гг. уже можно смело констатировать, что грамотно внедренный игровой элемент дает эффект, не просто сопоставимый с дорогостоящей рекламой, но превосходящий ее. Потому к вопросу использования геймов и формулировкам задач, которые те должны решать, стоит отнестись очень серьезно. В век, когда все методы увеличения продаж стремительно дорожают, это едва ли не единственный способ сократить расходы бизнеса.

Этапы внедрения «игрового» маркетинга

Как сокращать? Этапы внедрения игровых элементов в любом проекте остаются неизменными. Всего их 8.

  1. Анализ продающего ресурса (нужно определить его «болевые точки»).
  2. Формулировка проблем.
  3. Разработка четкой системы параметров, при которых установленные проблемы потеряют актуальность.
  4. Подбор подходящих игровых методик под нужные цели (параметры). Смотреть надо не только на желаемый результат, но и на особенности самого продаваемого продукта.
  5. Разработка от 2 сценариев игровых процессов с учетом имеющегося бюджета.
  6. Реализация механики и запуск их тестирования.
  7. По тому сценарию, который показал лучшие результаты, запускаем массовую презентацию (на него нужно направить основной трафик).
  8. Через 3–7 дней (зависит от механики) сделать первый срез результатов и провести их анализ.

По итогам анализа можно доработать техническую часть игрового процесса, поменять «призы», дополнить или скорректировать правила игры.