Роскомнадзор начал 2021 год довольно активно. До марта, правда, он занимался преимущественно крупными участниками онлайн-рынка: обновлял блокировки трекеров, замедлял работу мессенджеров и т. д. Теперь, судя по всему, придет очередь деятелей всех масштабов. В марте начал действие 19-ФЗ, принятый 24 февраля, который существенно увеличивает штрафы, выписываемые Роскомнадзором. К чему готовиться владельцам сайтов и соцсетей? Как защититься от миллионных выплат? Разбираемся в деталях.

Нововведение №1: игнорирование предупреждений ценой в 1 млн рублей

Главное изменение, которое может коснуться абсолютно любого ресурса, касается недопустимой информации в публикациях. До 27 марта 2021 года за нее выносили только предупреждения. Теперь пойдут реальный штрафы. Причем немаленькие.

По сути

Согласно 19-ФЗ, за невнимание к предупреждениям Роскомнадзора с требованием удалить материалы положены 2 уровня штрафных санкций:

  • с должностных лиц и ИП, которым принадлежит ресурс с недопустимыми публикациями, будет взиматься штраф в размере 200–400 тыс. рублей;
  • если неположенные данные опубликованы на сайте компании, ей начислят взыскание в размере 0,6–1 млн рублей. За каждую недопустимую публикацию.

Какая информация может считаться недопустимой

Проблема состоит в том, что конкретной формулировки с перечислением характеристик недопустимой публикации нет. По умолчанию к ней относится все, что касается стандартных табу:

  • нарушения прав и свобод граждан;
  • заведомо ложные данные;
  • клевета на компанию, чиновников, физических лиц;
  • персональная информация и т. д.

При этом ввиду отсутствия точного описания запрещенного контента отнести к нему де-факто можно практически все, что сотрудник Роскомнадзора посчитает недопустимым. Поэтому к предупреждениям службы следует отнестись со всей серьезностью. Удалить проблемный материал в большинстве случаев будет меньшим злом.

Что будет за повторное нарушение

Внятной формулировки неприемлемой информации, которую необходимо удалить по требованию ведомства, нет. Зато есть четкое разделение штрафов. Они делятся на первичные и вторичные. Размеры первых указаны выше. За повторное же нарушение собственник сайта (ИП, физическое лицо) получит взыскание в 300–500 тыс. рублей, а компания – 1–3 млн рублей.

Снова о персональных данных

Второе нововведение уже касается не только владельцев интернет-ресурсов, но и всех, кто выступает оператором персональных данных. То есть работает с базами телефонов, ФИО, электронных адресов клиентов (даже если ИП оперирует чем-то одним, он уже обрабатывает персональные данные).

С 27 марта повышены штрафы за нарушение правил сбора и обработки персональной информации (ст. 13.11 КоАП). Раньше это было 10–50 и 10–75 тыс. рублей (за неправильную обработку и сбор без согласия, соответственно). Теперь оператору будут начислять до 100 и 150 тыс. (по аналогии – за нарушение правил сбора/обработки и формирование базы без официального согласия владельца персональной информации).