По законам классического маркетинга, каждой компании или бренду нужно обновлять свой фирменный стиль хотя бы раз в 5–7 лет. В современных реалиях, когда практически любой бизнес, наряду с офлайн-представительством (а может, и при его отсутствии) имеет еще и собственный сайт, практика обновления требует еще и его доработки. Точнее, редизайна.

Правда, такое решение может быть опасным для онлайн-канала продаж. Как показывает опыт, почти в половине случаев редизайн как минимум на первые 1–2 месяца приводит к снижению позиций. Впрочем, этого может и не случиться, если подойти к процессу с умом.

Почему обновление сайта (не простое, а хоть сколько-нибудь серьезное) так часто приводит к проседанию его позиций. Причин на самом деле может быть очень много, включая колебания спроса и некорректную работу новых алгоритмов поисковиков (с которыми в последнее время Google и Яндекс зачастили). Но чаще всего причина все-таки не во внешних факторах, а во внутренних, – уверены эксперты.

Что может спровоцировать потерю сайтом трафика, и как за это ответственен исполнитель редизайна? Разбираем 5 самых частых просчетов при обновлении ресурса.

Естественные потери

Не допустимые, но вполне органические. Так бывает: постоянной аудитории попросту не нравится обновление. Исчезли привычные команды, все не на своем месте, новые яркие кричащие цвета – это раздражает пользователя и вполне может привести к его уходу.

Ошибка исполнителя в таком случае – в некорректно проведенной подготовке. Вместо того чтобы сразу приступать ко внедрению новых элементов оформления, он должен сначала провести аудит ресурса и сохранить все, что можно сохранить. Это делается с 2 целями. Во-первых, для возможности в случае чего вернуть все по местам. Во-вторых, получить резервные копии важных данных для переноса.

Так, в рамках аудита (в качестве работы над чужими ошибками) надо:

  • сделать максимально полный back-up (ресурса и его базы данных);
  • снять основные метрики для контроля ситуации после внедрения обновлений (объем суточного и месячного трафика, позиции по основным ключам, конверсии, отказы – по всему списку показателей, который используется для анализа ранжирования сайта);
  • выгрузить в отдельный файл все теги и метатеги (заголовки H1, титулы и короткие описания);
  • удалить или исправить редиректы (301) и убрать несуществующие страницы (404);
  • составить список перенаправлений, которые нужно будет заново настроить после редизайна.

Для удобства контрольных работ желательно сделать пометку с датой внесения изменений на сайт в Яндекс.Метрике.

«Закрыто»

Это еще одна ошибка, которая приводит к естественному оттоку трафика. Пока проводится замена элементов (по сути, новый сайт), старый веб-ресурс либо не работает, либо работает некорректно.

Понятно, что его посетители придут – посмотрят на «технические работы» – и уйдут. Возможно, насовсем. Ситуация усугубляется еще и тем, что такой поток «разочарованных пользователей» на неработающие страницы с большой долей вероятности заметит поисковый сканер. Он снизит ранг ресурса.

Во избежание подобной ситуации достаточно сделать одно из двух:

  • запустить старый сайт на временном домене, пока на основном проводятся работы;
  • запустить новый измененный ресурс на временном адресе, чтобы пользователи могли посещать его без помех.

В обоих случаях новые страницы (на которых вносятся изменения) нужно полностью закрыть от индекса, чтобы не сканер не рассмотрел их как дубли трастового сайта и не пессимизировал еще до запуска.

Старый как новый

Это тоже довольно распространенное явление: из-за новых тегов, статей и в целом контента на страницах сканер условно рассматривает обновленный сайт, как полностью новый. Или присваивает его новым материалам нулевой рейтинг (пока не наберется достаточно читателей, чтобы его повысить).

Ошибка здесь заключается в том, что к редизайну приурочивается еще и массовое обновление публикуемых материалов или (как минимум) их описаний. Так делать не нужно.

Если материалы необходимо обновить, то действовать стоит по следующему плану:

  • сохранить старый контент;
  • провести редизайн;
  • перенести на сайт сохраненные данные;
  • запустить ресурс на постоянном адресе;
  • проверить корректную работу всех модулей, файлов, папок и программ;
  • дать некоторое время сканеру проверить обновленный ресурс (ничего текстового на нем не меняя);
  • обновить материалы по плану (актуализировать статистику, заменить непопулярные статьи, дополнить новыми данные старые читаемые тексты).

Если очень нужно, вносить мелкие правки можно и сразу (поменять цену, например, товара, чтобы не вводить читателя в заблуждение). Но точно не стоит трогать (существенно править) старые материалы, которые в топе по посещаемости. А еще не желательно менять title и description.

Пессимизация из-за долгой загрузки

В последнее время поисковые сервисы уделяет очень много внимания пользовательским качествам ресурсов. Среди них первый – скорость загрузки страниц. Если она увеличилась после редизайна, с этим надо что-то делать. Для обнаружения проблемы проводят аудит (их нужно 2, полных – до и после обновлений).

На что смотреть:

  • первый экран каждой страницы должен загружаться за 1–3 секунды максимум;
  • вся страница должна отображаться не более чем через 200 мс после запроса пользователя.

Если правило не соблюдено, велика вероятность, что сайт в позициях понизят. Исправить ситуацию можно, но это займет время: сначала изображения придется обработать, потом подождать, пока сканер это заметит.

Технические недоработки

В последней группе – самые распространенные технические недочеты:

  • обновление карты сайта (Sitemap), его нужно выполнять в день первого запуска, особенно если менялась структура и появлялись новые страницы (они должны как можно быстрее попасть в индекс);
  • добавление изменений в инструменты поисковиков (актуально, если вместе с дизайном менялся еще и домен);
  • удаление всех упоминаний о старом сайте на новом;
  • настройка robots.txt;
  • проверка корректных кодов.

Важный момент: даже если старый сайт был отлично адаптирован под мобильные устройства, а в новом по этой части ничего не менялось, при тестировании обновлений все равно надо провести анализа на Mobile Friendly.