Недавно администрация Яндекс.Дзена провела конференцию с авторами блогов. Выступали все первые лица, включая нового руководителя контента Рината Низамова, менеджера продукта ленты Михаила Устинова и директора по продукту Виталия Григораша.

Говорили много, и не только отвечая на вопросы участников мероприятия. В целом ответили почти всем (включая тех, кто поприсутствовать не смог, но о своих переживаниях написал спикерам). Как отмечают присутствующие на конференции, многое в новых правилах «Дзена» стало понятным.

А главное, рассмотрены базовые моменты, которые надо понимать тем, кто планирует оставаться на площадке. Если коротко, то наиболее важные нововведения можно свести к 5 пунктам:

  • тексты в блогах останутся;
  • сторис не вернут, но будут развивать их аналог;
  • давление на авторов снизится;
  • проблемы видят, будут решать;
  • платформа будет мотивировать к подписке, а не рекомендовать к просмотру.

Видео не «убьет» тексты

Скорое исчезновение текстового формата как категории контента на Яндекс.Дзен – «страшилка», которая ходит в рядах его блогеров уже давно. Позиция администрации площадки в этом вопросе вполне однозначная и уверенная: тексты никто не будет пессимизировать, отменять или пускать на самотек.

Напротив, практика показывает, что видео нравится не всем. И сервис будет удовлетворять запрос на тексты. Так что переживать о перспективах лонгридов не придется. Пока они интересны читателю, они будут приносить деньги авторам «Дзена».

Посты взамен сторис

На платформе появился новый формат – короткие истории в режиме «я здесь и сейчас». Называется постами, представляет собой текстовую заметку, которая будет показываться в рекомендациях только 24 часа.

При этом подписчики смогут найти посты своего автора в любой момент времени. И через сутки, и через неделю. Так, по задумке, будут достигнуты 3 важные цели:

  • проведен корректный тест самого формата;
  • сохранен вариант stories, пусть и в новом исполнении;
  • читатель получит мотивацию подписываться на тех авторов, за которыми ему интересно последить.

Меньше жесткости

По мнению спикеров, авторы контента в 2021 году и без жесткой модерации со стороны Яндекс.Дзен работают в сложных условиях. Их определяет закон и целый каталог подзаконных актов, которые буквально со всех сторон ограничивают возможности текстовой рекламы. С целью сохранения активности своих участников платформа намерена снизить давление на авторов хотя бы за счет менее суровой внутренней модерации. Как это будет реализовано на практике неизвестно, но новость обнадеживает.

О проблемах знают, работы ведутся

Одна из главных проблем сегодняшнего «Дзена» – смена политики поощрений авторов. Раньше это была так называемая карма, теперь сервис практикует постатейную оплату. В будущем, судя по описанию, с ней будет намного проще (как минимум в плане понимания расчетов).

Но сейчас это сложно увидеть из-за технической реализации. Пока алгоритмы тестируются и доводятся, система рекомендаций неэффективна (многие статьи показываются тем, кому они не интересны). О проблеме знают, над ней работают.

Как и над созданием условий для развития нишевых каналов в системе. Сейчас для них нет почти ничего. Но «Дзен» намерен создать полноценную инфраструктуру, чтобы специализированные блоги не только росли и развивались, находя свою аудиторию, но и получали нормальный доход.

Для последних целей планируется даже разработать отдельную систему вознаграждения. Сроков никто не называл. Зато руководитель контента рассказал, что знает о проблеме неверного позиционирования (нишевые статьи показываются широкой аудитории, что приводит к их неправильной оценке с преимуществом негатива в реакциях). Ее тоже будут решать.

Еще одна проблемная тема, которая была разобрана на конференции, касается постов. Они до сих пор не видны в рекомендациях. Что логично: формат был введен летом, многое в его работе не успели довести до ума. Согласно прогнозам, в ближайшие месяцы посты будут попадать в рекомендации (правда, всего на стуки). Впрочем, формат будет доделываться по реакциям читателей, так что с ним пока на 100% ничего не ясно. Все решат первые 2–3 месяца активного развития.

Ставка на подписчиков

В отличие от большинства социальных проектов, «Дзен» намерен сосредоточиться на подписчиках. По мнению администрации сервиса, новый курс не только повысит доходы авторов (а значит, привлечет на платформу еще больше талантливых блогеров), но и обеспечит:

  • увеличение ежедневного трафика (подписчикам свойственно регулярно проверять наличие новых записей);
  • стабильный приток рекламодателей (в том числе, благодаря динамике посещений в день);
  • более точные прогнозы рекламных кампаний (сегодня блогер никак не может гарантировать рекламодателю сколько-нибудь конкретизированные результаты из-за отсутствия понимания работы рекомендательных алгоритмов, с подписчиками в этом плане проще);
  • эффективный подход к контент-планированию для авторов (блогер знает своих подписчиков, для них проще готовить материалы, которые могут «выстрелить», чем для потенциальных читателей, пришедших из рекомендаций).

Лайк от подписчика важнее, чем от стороннего читателя

Собственно, реализация курса на подписки будет выражена не только в политике действий с постами. Теперь при оценке популярности (привлекательности) контента платформа будет обращать меньше внимания на оценки неподписанных читателей и сосредоточится на реакции подписчиков. Приоритетными показателями останутся лайки, комментарии и дочитывания.

Новая политика рекомендаций

Кроме того, изменится подход к организации рекомендаций контента. Заходя на площадку, пользователь теперь видит информацию про новые/последние заметки у авторов, на которых он подписан (раньше показывались рекомендации).

Плюс, рекомендательный алгоритм будет переработан так, чтобы показывать пользователю не отдельные заметки на темы, смежные его интересам, а целые каналы, которые похожи на те, что уже есть у него в подписках.

Такой подход (согласно ожиданиям) обеспечит лучшее взаимодействие авторов и читателей. На текущий момент у платформы уже собраны подтверждения данного факта. Читатели взаимодействуют с контентом каналов, на которых они подписаны (или с материалом смежных/похожих каналов по тематике) на 30% больше.