Фриланс – работа рискованная. Заказчики попадаются разные, оплачивают работу не всегда в срок, часто просят вносить правки до бесконечности, а могут даже обвинить исполнителя в провале проекта и ославить на весь интернет.

Возможность осуществлять фрилансерскую деятельность на базе официального договора в статусе самозанятого, с одной стороны, дало исполнителям некоторые преимущества. Они могут предусмотреть в тексте соглашений ряд важных нюансов.

Но с другой стороны, из-за недостатка опыта самое важное может оказаться за рамками письменных договоренностей. А устные обязательства, как известно, можно и проигнорировать.

Стандартную форму договора для копирайтера, веб-дизайнера, фотографа или иллюстратора сегодня несложно найти в Сети. Но в ней очень часто нет этих пунктов. Или они описаны слишком слабо с точки зрения юридической защиты исполнителя. О чем речь?

Выход из договора в одностороннем порядке

В пылу «погони» за заказчиком почти никто не включает этот пункт в соглашение. Многие боятся отпугнуть им большие заказы. Но на самом деле, если грамотно сформулировать свое вполне законное право выйти из деловых отношений с клиентом, который демонстрирует признаки неадекватности, это никак не напугает вторую сторону. Зато поможет избежать многих неприятностей.

Что здесь нужно прописать:

  • сам факт возможного одностороннего разрыва договора;
  • сроки, за которые исполнитель обязан предупредить о своем решении клиента;
  • условия расчета в случае одностороннего выхода из деловых отношений (например, за фактически выполненный к тому моменту объем работ или за тот же объем, но с учетом небольшого процента условной неустойки).

Портфолио

Нет ничего страшного в том, что исполнитель будет использовать плоды своего труда, чтобы продемонстрировать будущим заказчикам собственное мастерство (опыт работы с темой, компетенции, квалификацию). Но это нужно оговорить в договоре.

Причем не просто (иначе на такие условия никто не пойдет), а предметно и конкретно. Что может использовать для демонстрации исполнитель (часть созданного им продукта или скан всего материала), где именно (на личном сайте, в социальных сетях), когда.

Здесь же, кстати, полезно прописать, что права на интеллектуальную собственность переходят к клиенту только после полного расчета. Во-первых, это станет мотивацией произвести расчет быстрее. Во-вторых, в случае, если клиент использует материал, но не заплатит за него, автор получит право требовать (как минимум) удаления своей работы с сайта заказчика.

Количество правок

К любой работе можно придираться до бесконечности, чтобы не платить или довести исполнителя до состояния истерики (когда он готов все бросить и де-факто подарить свой труд клиенту). Чтобы не допустить подобной ситуации, в договоре можно сразу указать, сколько правок при общем исполнении требований ТЗ будет обязан внести автор работы. Желательно также установить сроки внесения таких правок (чтобы заказчику было спокойнее) и уточнить, что будет править исполнитель (это уже для своего спокойствия). Правда, к такому пункту договора надо подойти и творчески, и аналитически, чтобы ничего не пропустить и все правильно подать.