Новые правила открытия счетов для ИП и юридических лиц подписаны Центробанком еще в июне этого года, но вступят в силу только весной следующего. Правда, изменится почти все. Причем с пользой как для банков, так и для их клиентов.

Стоит отметить, что по действующим договорам расчетно-кассового обслуживания ничего переоформлять не надо ни сейчас, ни потом. И это тоже плюс для ИП, которые ничего не хотят менять. Даже карточки подписей старого образца по закону финансовые учреждения примут до октября 2022-го.

Тем же, кто захочет поменять название, реквизиты или иные важные условия, с апреля следующего года больше не придется собирать пакет документов и ждать согласований банка. Достаточно сообщить финансовому партнеру об изменениях и отправить документы, которые попросят сотрудники корпоративного отдела. И это только начало. Что еще поменяется? Разбираемся загодя.

Права банкиров

Правила передают банкам большинство прав, включая возможность:

  • Формировать список требуемых документов для подключения программы РКО. Если раньше он был утвержден, и даже новообразованным ИП приходилось основательно побегать, чтобы получить все нужные справки, то теперь порядок сотрудничества будет зависеть от финансового учреждения. Те, кто ценит новых клиентов, наверняка существенно урежут перечень документов к предоставлению (включая нотариально заверенный пакет).
  • Утверждать внутреннюю форму карточки образцов подписей. Скорее всего, большинство организаций оставят старую форму, но кто-то, возможно, попросту сделает ее свободной, многократно облегчив жизнь клиенту.
  • Определять случаи, когда могут применяться несколько карточек.
  • Выбирать способ, которым документы на РКО будут заверяться (электронная подпись, на бумаге).
  • Формировать порядок действий по открытию счета. Процедуру тоже утверждает банк. Есть вероятность, и немалая, что процесс существенно упростится.

Что останется без изменений (ну почти)

На самом деле без изменений останутся всего 2 правила. Первое: ИП или его официальный представитель должен присутствовать при подписании договора на РКО. Второе: провести идентификацию нового клиента сможет только сотрудник банка.

При этом подавать документы смогут не только работники нового корпоративного клиента. Правилами учитывается и тренды на аутсорс, а также новая тенденция найма отдельных исполнителей по договору (ГПХ).

Это значительно упростит работу посредников, которые предоставляют, например, услуги сопровождения регистрации ИП или ООО. А также «внешних» (привлеченных по договору ГПХ) юристов, бухгалтеров, бизнес-консультантов. Они смогут выполнять все организационные процедуры, не будучи в штате. Для этого достаточно доверенности от ИП или компании, которую представляет исполнитель.

А тем, кто представляет сразу несколько корпоративных клиентов, не придется многократно подтверждать свою личность. Их данные сотрудник финансовой компании сможет подтянуть из базы самостоятельно.

Хотя сценарии работы с корпоративными клиентами банки смогут выстраивать самостоятельно, в новых правилах все же прописана инструкция по открытию счетов. Правда, теперь она единая для всех – ИП, фирм, предприятий любой формы собственности.