Теневой бан или shadow ban в instagram – собирательное понятие, состояния поста, при котором он остается виден, но не ищется ни по рекомендациям, ни по хэштегам, ни по гео-меткам. Представители самой социальной сети его существование неоднократно отрицали. Но блогеры продолжают настаивать: shadow ban существует. Кто прав? И почему вообще появилось такое понятие?

История вопроса

Кто и когда впервые упомянул термин, конечно, доподлинно неизвестно, но используется он давно – самому старому упоминанию больше 7 лет. При этом наглядных подтверждений ему так и не нашлось. Учитывая, что у instagram есть тысячи фильтров, и их количество постоянно растет, доказать, что публикация оказалась именно в «тайном» бане, а не угодила под ограничения, невозможно.

С другой стороны, каждый год активные пользователи коммерческих инструментов соцсети проводят сотни исследований, которые показывают, что публикация действительно не ищется по стандартным меткам, но при этом видна, если на нее перейти, всем пользователям. Самое масштабное исследование вопроса проведено в 2019 году, когда тестировались более 2000 аккаунтов и почти 20 тыс. постов, в которые добавлялись разные условия, обычно в instagram не приветствуемые.

Увы, его итоги, как и результаты большинства остальных тестов, оказались неубедительным. Точно сказать, есть теневой бан или нет, до сих пор нельзя. Но и привести внятные фильтры, которые дают именно его эффект, пока не удается.

Признаки и причины бана

Как бы там ни было, список «симптомов», свойственных состоянию публикации, при котором она считается ограниченной, выглядит так:

  • охват поста по сравнению с предыдущими публикациями резко снижается;
  • практически полностью отсутствуют новые читатели;
  • позиции канала в рейтинге ухудшаются.

Согласно комментариям службы поддержки instagram, причиной таких показателей является вовсе не мифический бан, а работа встроенной системы рекомендаций, которая оценивает каждый пост по 12 млн параметров и обеспечивает ему охват в соответствии с результатом комплексного анализа.

Другими словами, по данным администрации соцсети shadow ban – это либо низкая оценка системы, либо технический сбой. Последние, конечно, происходят нечасто, но еще не один робот без них не обошелся.

Причины

По мнению так называемых отрицателей shadow ban – специалистов по продвижению каналов и постов в социальных сетях, – наиболее распространенными причинами такой ситуации являются:

  • любые нарушения политики instagram;
  • хэштеги не по теме поста;
  • подозрительный контент, по мнению алгоритмов соцсети (например, содержащий запрещенную рекламу или копипаст);
  • персональные настройки участников (в частности, наличие опции «не показывать для этого хэштега»);
  • неиндексируемые хэштеги;
  • приоритеты пользователей.

В некоторых случаях охваты снижаются по вполне логичным причинам. Например, закончился бюджет на рекламную кампанию, и продвижение остановилось, или блогер снизил активность.

Проверка

Чтобы исключить как минимум очевидные поводы для понижения в позициях канала, нужно опубликовать пост заново с уникальным тегом, попросить знакомых, не подписанных на канал, найти по нему публикацию и посмотреть, что из этого выйдет. Если пост ищется, значит, «проседание» аккаунта вызвано не баном и даже не фильтрами. Если нет, значит, есть санкции. Не обязательно это зловещий shadow ban, но что-то точно нужно менять.