Веб-формы – короткие анкеты, которые надо заполнить посетителю, чтобы получить информацию, бонус или подать заявку на покупку, – полноценный тренд последних лет. Они отлично работают на привлечение «прохладного» и даже «холодного» трафика, значительно облегчая процесс принятия положительного решения «горячим» покупателям. Как же защитить веб-форму на вашем сайте?
«Болезнь» веб-форм
Единственная проблема, связанная с использованием веб-форм благодарности, заказа, предоставления бонусов и т. д. – СПАМ. Количество ботов, неустанно забивающих корпоративную почту вирусными предложениями, растет куда быстрее, чем число удачных сайтов. Неудивительно, что поиск оптимальных решений для защиты от них интересует многих.
Большинство веб-мастеров, правда, уже уверены, что нашли свою правильную «таблетку» от СПАМа. Ей обычно выступает пресловутая Captcha – короткий код, который пользователь должен ввести, чтобы подтвердить свою человеческую природу. Но у такого «идентификатора человечности» есть большой минус: он спасает от спам-ботов, но при этом сильно раздражает аудиторию читателей.
Почему Captcha – это не всегда благо?
Согласно последнему исследованию одной из многочисленных американских аналитических групп, из-за этого мини-кода мелкие интернет-магазины, сайты и порталы теряют почти 13% «горячего» трафика. Что и понятно: ради экономии 200 долларов на покупке смартфона в AliExpress покупатель готов вводить капчу и 3, и 5 раз. Но он не будет страдать такими экспериментами, чтобы заказать инфокурс за 5000 рублей, который может ему не понадобиться. Время на введение кода – это отличный способ дать «горячему» покупателю «остыть».
Что еще можно использовать, что защитить веб-форму от спам-роботов?
Есть ли у проблемы решение? Есть: отказаться от Captcha в пользу других способов защиты. Их на сегодняшний день существует три (если говорить о беспроигрышных вариантах).
- Можно воспользоваться динамической генерацией формы. Для этого есть простое решение JavaScript. Боты обычно запрограммированы на то, что форма заполнения уже размещается на странице. При ее создании под нужды покупателя спам-машины о ней даже не узнают.
- Более простой вариант – внести небольшие правки в код анкеты. Создать скрытую строку с любым параметром (номером телефона или секретным вопросом). Пользователи ее не увидят и не заполнят, а бот не умеет распознавать скрытые и демонстрируемые строки формы. Для успешной подачи заявки он заполнит все поля. И на этом попадется.
- Можно привлечь и вспомогательные сервисы, которые умеют анализировать время от открытия формы до ее отправки. Если оно ограничено 1–3 секундами, значит, с анкетой работал робот. Живой человек так быстро заполнить информацию о себе не сможет.
Методом проб
Для надежности и удобства посетителей можно миксовать все приведенные варианты, включая капчу. Там, где пользователю нужно заполнить только имя и цифру (для опроса, например), Captcha-код будет вполне уместным и не вызовет раздражения. Но если в форме больше 5 строк, а при неверном вводе капчи «слетает» хотя бы половина из них, это уже проблема. Ее стоит решить другими способами.