Веб-формы – короткие анкеты, которые надо заполнить посетителю, чтобы получить информацию, бонус или подать заявку на покупку, – полноценный тренд последних лет. Они отлично работают на привлечение «прохладного» и даже «холодного» трафика, значительно облегчая процесс принятия положительного решения «горячим» покупателям. Как же защитить веб-форму на вашем сайте?

«Болезнь» веб-форм

Единственная проблема, связанная с использованием веб-форм благодарности, заказа, предоставления бонусов и т. д. – СПАМ. Количество ботов, неустанно забивающих корпоративную почту вирусными предложениями, растет куда быстрее, чем число удачных сайтов. Неудивительно, что поиск оптимальных решений для защиты от них интересует многих.

Большинство веб-мастеров, правда, уже уверены, что нашли свою правильную «таблетку» от СПАМа. Ей обычно выступает пресловутая Captcha – короткий код, который пользователь должен ввести, чтобы подтвердить свою человеческую природу. Но у такого «идентификатора человечности» есть большой минус: он спасает от спам-ботов, но при этом сильно раздражает аудиторию читателей.

Почему Captcha – это не всегда благо?

Согласно последнему исследованию одной из многочисленных американских аналитических групп, из-за этого мини-кода мелкие интернет-магазины, сайты и порталы теряют почти 13% «горячего» трафика. Что и понятно: ради экономии 200 долларов на покупке смартфона в AliExpress покупатель готов вводить капчу и 3, и 5 раз. Но он не будет страдать такими экспериментами, чтобы заказать инфокурс за 5000 рублей, который может ему не понадобиться. Время на введение кода – это отличный способ дать «горячему» покупателю «остыть».

Что еще можно использовать, что защитить веб-форму от спам-роботов?

Есть ли у проблемы решение? Есть: отказаться от Captcha в пользу других способов защиты. Их на сегодняшний день существует три (если говорить о беспроигрышных вариантах).

  1. Можно воспользоваться динамической генерацией формы. Для этого есть простое решение JavaScript. Боты обычно запрограммированы на то, что форма заполнения уже размещается на странице. При ее создании под нужды покупателя спам-машины о ней даже не узнают.
  2. Более простой вариант – внести небольшие правки в код анкеты. Создать скрытую строку с любым параметром (номером телефона или секретным вопросом). Пользователи ее не увидят и не заполнят, а бот не умеет распознавать скрытые и демонстрируемые строки формы. Для успешной подачи заявки он заполнит все поля. И на этом попадется.
  3. Можно привлечь и вспомогательные сервисы, которые умеют анализировать время от открытия формы до ее отправки. Если оно ограничено 1–3 секундами, значит, с анкетой работал робот. Живой человек так быстро заполнить информацию о себе не сможет.

Методом проб

Для надежности и удобства посетителей можно миксовать все приведенные варианты, включая капчу. Там, где пользователю нужно заполнить только имя и цифру (для опроса, например), Captcha-код будет вполне уместным и не вызовет раздражения. Но если в форме больше 5 строк, а при неверном вводе капчи «слетает» хотя бы половина из них, это уже проблема. Ее стоит решить другими способами.