Качество интернет-ресурса определяется тем, насколько точно этот ресурс соответствует потребностям, интересам и возможностям своих посетителей. И для того, чтобы каждый посетитель мог с максимальным комфортом воспользоваться всеми преимуществами выбранного сайта, разработчики порталов для создания по-настоящему современных интернет-страниц используют концепцию адаптивного веб-дизайна. В чем смысл этой концепции и почему она оказалась настолько привлекательной?

Что такое адаптивный веб-дизайн?

Главное отличие адаптивного веб-дизайна от любого другого подхода — в том, что открываемый пользователем портал «приспосабливается» к размеру экрана используемого устройства и отражается на нем максимально корректно.

Ни для кого не секрет, что для доступа к сайтам сегодня используются самые различные устройства. И они значительно между собой различаются – в первую очередь размерами и разрешениями своих экранов. И классический дизайн для многих устройств оказывается неприемлемым, потому что на пользовательском экране сделанный по классике сайт отражается искаженно. В отличие от него, адаптивный веб-дизайн, именуемый в англоязычных источниках как «responsive web-design», лишен этого недостатка и покажет интересующий пользователя портал корректно не только на ПК или ноутбуке, но и на любом другом гаджете.

Три причины выбора адаптивного веб-дизайна

Выбрать именно адаптивный, а не классический подход следует как минимум по трем важным причинам:

  • адаптивный веб-дизайн позволит разработчикам порталов значительно увеличить охват устройств, при помощи которых потенциально заинтересованные в ресурсе пользователи смогут его посещать. И не важно, каким будет размер и разрешение их экранов – был бы доступ к Интернету, а об остальном можно не беспокоиться;
  • адаптивный подход позволит не упустить мобильный интернет-трафик, ведь имеющие доступ в Интернет мобильные гаджеты сегодня невероятно популярны. И особенности их устройств нужно учитывать – иначе сайт будет отражаться с искажениями, пользователям будет некомфортно им пользоваться, и они попросту перестанут его посещать. Их, конечно, можно проигнорировать – но так владельцы ресурсов своими руками отрезают значительную долю будущих посетителей своих страниц;
  • адаптивный веб-дизайн гарантирует посетителю самый быстрый доступ к интересующей его информации. Потому что в наше время потребность в актуальной информации настолько велика, что заинтересованный в ней пользователь должен иметь возможность ознакомиться с ней без промедлений. И будет разумным позаботиться о том, чтобы он смог это сделать с любого устройства, которое прямо сейчас есть у него под рукой.

Мобильная версия сайта и адаптивный веб-дизайн: большая разница

Некоторые владельцы ресурсов настаивают на том, что им незачем переходить на адаптивный веб-дизайн – потому что их ресурс предусмотрительно приготовил для посетителей качественную мобильную версию. И как раз она и сделает сайт удобным для просмотра с гаджетов.

Однако профессионалы считают такой подход устаревшим заблуждением, которое может дорого обойтись любому порталу и с точки зрения популярности, и с точки зрения затрат. Потому что у мобильной версии есть четыре кардинальных недостатка:

  • отдельная мобильная версия должна быть создана не просто под каждую существующую на рынке операционную систему, но нередко – даже на отдельные ее версии. А это значит, что на разработку каждой такой мобильной версии нужно потратить деньги и время;
  • пользователю с мобильным гаджетом будет нужно загружать ваши приложения – иначе он просто не сможет воспользоваться вашим ресурсом. Но это требует приложения усилий, а пользователь не любит делать усилия просто так. И найдет другое место, где не нужно будет выполнять лишние действия, а вы потеряете значительную часть трафика;
  • существование стандартной и мобильной версий делит на две части не только сам ресурс, но и его трафик. И при оценке посещаемости оцениваться будет не сумма обоих трафиков, а каждый из них по отдельности. Это сразу и резко снижает показатели посещаемости портала;
  • мобильная версия заставляет при размещении материалов делать двойную работу, потому что сначала интересный контент нужно будет разместить на стандартной версии, потом – на мобильной. А это тоже лишние затраты, и не только времени – но и денег на работу персонала.

На фоне всего этого адаптивный веб-дизайн намного более привлекателен, потому что у сайта будет один общий адрес, единый дизайн, общая система управления и контент, доступный каждому посетителю в одинаковой степени.

Как от классического дизайна перейти к адаптивному?

Начинается такой переход с переосмысления самой концепции портала так, чтобы основные идеи и важный смысл можно было без проблем передать пользователю, в распоряжении которого только небольшой экран и одна кнопка. Нередко это приводит к тому, что содержание ресурса сокращается, а блоки, имеющие второстепенную нагрузку, удаляются совсем.

В дальнейшем проект создается на базе гибких макетов, в основе которых лежит принцип сетки, в нем используются только гибкие изображения, ведется работа с медиа-запросами и даже после завершения проводится постоянное и последовательное совершенствование сделанного.

Наиболее важным моментом является грамотный выбор адаптивного макета – ведь существует пять их основных разновидностей:

  • самым простым оказывается так называемый резиновый макет, который попросту сжимает сайт до экранных форматов пользовательского гаджета;
  • сравним с резиновым по простоте макет с переносом блоков, позволяющий работать с многоколоночными сайтами и с уменьшением экранного формата выстраивающий блоки внизу макета;
  • переключающийся подход для пользователей наиболее комфортен, потому что создает отдельные макеты под каждое экранное разрешение – хотя на это и требуются более значительные затраты силы и времени;
  • адаптивный «минимализм» будет прекрасным решением для несложных сайтов, потому что при просмотре просто меняет масштабы топографики и картинок, но гибкостью он, конечно, не отличается;
  • вариант панелей перекочевал в адаптивный дизайн из систем разработки мобильных приложений с предоставлением дополнительного меню после тапа, но минус тут в том, что требуемые от посетителя действия не всегда очевидны.

Разумеется, эти пять макетов – это далеко не универсальное решение на все ситуации, и каждый проект требует своего подхода, учитывающего особенности потенциальных посетителей.