В 2021 году бизнес ждет немало законодательных изменений, в первую очередь, налоговых. ЕНВД отменяется, по спецрежиму УСН вводятся дополнительные лимиты так называемого переходного периода, НДФЛ с лиц, получающих более 5 млн рублей в год, растет на 2%.

Об этих обновлениях сейчас говорят все. И в этих обсуждениях теряется ряд не менее важных нововведений, которые тоже во многом изменят жизнь представителей малого и среднего бизнеса. Особенно в сфере IT.

Что ждет предпринимателей совсем скоро?

  1. Три новых налоговых правила.
  2. Новый реестр IT-стартапов для контроля эффективности господдержки.
  3. Возвращение НДС для IT-шников.

Но обо всем по порядку. Начиная с общих моментов.

Декларации от компаний с персоналом

Одна из приятных новостей касается бюрократических условий программы налоговой отчетности. Так, с первого дня следующего года предприниматели и компании, которые нанимают сотрудников, будут сдавать на один документ меньше.

Как это делается сейчас:

  • бизнес отчитывается в сумме средств, направляемых на зарплату работникам и перечисляемым в качестве налогов по форме 6-НДФЛ, декларация сдается каждый квартал;
  • для дифференциации заработных плат сотрудников и указания налоговых выплат по каждому работнику в налоговые органы нужно предоставлять еще одну форму – 2-НДФЛ.

В 2021 году 2 декларации объединяются в 1 пакет. Раз в квартал предприятия должны будут сдавать 6-НДФЛ, а по итогам года добавить к ним справку 2-НДФЛ. Те, кто не успевают подготовить ежегодную декларацию, могут донести ее до начала марта 2022 года.

Без деклараций по налогам на транспорт и землю

Еще одно упрощение программы отчетности касается сдачи деклараций по земельному и транспортному налогам. Их отменят полностью (не налоги, увы, только декларации).

То есть уже по итогам 2020 года, сдавать ничего не придется. Налогоплательщикам надо будет только вовремя оплатить расчетную сумму сборов. При условии, что компания с ней согласна, перечислить ее надо до начала марта 2021-го. Если расчет неверный, по мнению плательщика, нужно будет:

  • сформулировать письменное возражение;
  • приложить к возражению свой расчет;
  • дождаться ответа налоговиков;
  • при отказе в пересчете (но с уверенностью, что налоговая посчитала неправильно) – идти в суд.

С одной стороны, нововведение положительное: все действия по контролю, расчетам и регистрации выполняет ФНС. С другой стороны, эксперты опасаются, что самостоятельные проверки и (главное) определение размеров сборов, порученное сотрудникам налоговой службы, может привести к массе споров.

Дополнительный 1% с доходов, превысивших 300 тыс. рублей за вычетом расходов

Нашел разрешение давний конфликт между налогоплательщиками и ФНС. Последнюю поддерживал Минфин, который, как и налоговики, был уверен, что компании на УСН, получающие свыше 300 тыс. месячного дохода, должны доплачивать 1% налога (программа доходы минус расходы) со всей суммы выручки.

Предприниматели же на это возражали, что в режиме ОСНО, где применяется ровно тот же принцип, 1% берется не с выручки, а с прибыли – суммы доходов за вычетом расходов. Верховный суд неоднократно вставал на их сторону. В практике судебных споров бизнеса с налоговиками на более низких уровнях есть тому немало подтверждений.

В итоге компании, которые не готовы были платить больше положенного, обращались в суд, и по примерным оценкам, выигрывали дело более чем в 55% случаев. При этом основная масса предпринимателей просто соглашались с несправедливой «наценкой», не желая тратиться на юристов и судебные тяжбы.

Минфин с ФНС продолжали декламировать в официальных письмах, что расчет для УСН должен производиться именно с выручки. До нынешнего момента. 1 сентября налоговая служба опубликовала новое письмо, в котором вынужденно, но согласилась на требования Верховного суда.

Теперь все пользователи спецрежима, заработавшие от 300 тыс. рублей и месяц и больше, будут доплачивать 1% от суммы доходов за вычетом издержек. Правда, расходы можно брать только за текущий период – амортизация ранее купленного оборудования, например, в них не входит.

Отдельно по сфере IT

Недавно правительство утвердило новый пакет решений по IT-индустрии. Разработчики отечественного софта получили немало налоговых послаблений – от уменьшения налога на прибыль до сниженной суммы отчислений в Фонд медстрахования с 4 до 0,1%.

Но за «плюшки» представителям сферы, которые уже и забыли про НДС при продажах ПО собственной разработки, придется пожертвовать частью суммы. Льгота с 2021 года будет доступна только тем, кто успеет отметиться в общем реестре. Остальные будут платить налог на добавленную стоимость, как все.

Учитывая, что в реестре сегодня присутствуют далеко не все работающие в России IT-компании, эксперты уже прогнозируют немалый рост цен на новый профессиональный софт. По приблизительным оценкам стоимость программ и приложений увеличится на 15–18%. Так IT-шники смогут покрыть вновь «вскрывшиеся» расходы.

Реестр IT-стартапов

Еще одно нововведение (правда, пока оно на уровне инициативы) коснется стартапов в РФ. Для них Минэкономики предлагает организовать отдельный реестр, который так и будет называться – госреестр технологических стартапов.

Формируется он для решения 2 задач:

  • декларируемая цель – контроль эффективного использования государственных средств, выделяемых в рамках господдержки (до 2024 года правительство планирует потратить на стартапы с использованием искусственного интеллекта 12 млрд, больше 25% из всего, что выделено на технологии);
  • предполагаемая цель – сбор информации по стартапам и проверка работоспособности цепочки средств, передаваемых от государства бизнесу.

Некоторые представители сферы start-up уже прокомментировали идею реестра. Прогнозы ее реализации – преимущественно пессимистические.

По мнению специалистов, успеха на данном поприще не удастся добиться по той простой причине, что сами стартаперы не захотят раскрывать информацию проверяющим органам. А значит, предпочтут остаться вне реестра. И данные по движению любых средств будут необъективными.