Государство уже утвердило субсидии с целью возмещения бизнесу расходов на защиту персонала от коронавируса. Но на них могли рассчитывать не все, а лишь те, кто оказался в списке соответствующего приложения. Теперь же компаниям, которые закупают маски и антисептики для сотрудников, предлагают новую помощь – возмещение расходов от Фонда соцстраха. И на эту компенсацию (правда, зачетом в счет отчислений за 2020 год) уже могут рассчитывать все предприниматели и юридические лица.

Что характерно, массовая программа помощи предполагает довольно сложный порядок действий для получения компенсации. Тогда как специальные проекты работают по упрощенным алгоритмам.

Впрочем, если действовать по старому доброму правилу «вижу цель – не вижу препятствий», проблем у бизнеса возникнуть не должно. Надо только разобрать 5 ключевых вопросов.

  1. Список документов для подачи в ФСС.
  2. Способ передачи пакета документов для получения выплат.
  3. Условия, из-за которых могут отказать в возмещении.
  4. Сроки подачи заявления.
  5. Отчетность по факту подключения к программе.

По сути

Для начала, что это за возмещение и за что его можно получить. Программа, по сути, вовсе не новая, а расширенная старая. Компенсация проводится в зачет обязательных взносов в Фонд социального страхования на травматизм за 2020 год. Раньше она распространялась только на расходы ИП и компаний на медицинские осмотры, аптечки или специальную оценку. Теперь в перечень добавились затраты на любые меры, препятствующие распространению коронавируса среди работников, а именно:

  • закупку тестов;
  • антисептики;
  • маски;
  • средства для дезинфекции помещений и т. д.

Расчет сумм компенсации производится по индивидуальным заявлениям. Механизм оценки затрат предполагает установление некоего лимита, в который должен вложиться предприниматель. Все, что сверх предельной суммы, возмещаться (засчитываться как взносы) не будет.

Собственно, регламент расчетов лимитов, как и правила подключения к программе, и формулы этих расчетов, утверждены приказом Минтруда № 580н. Причем в отличие от специальных программ в этом документе при установлении предела издержек учитываются не только количественные, но и структурные характеристики персонала. В том смысле, что для тех, в чьем штате присутствуют люди предпенсионного возраста или работают менее 100 человек, действуют особые правила.

Как подключиться

Для получения возмещения из Фонда соцстраха нужно быть в реестре предпринимателей или юридических лиц на дату принятия приказа, не иметь задолженностей перед государством и оформить заявление по всем правилам. Последнее подается в региональное отделение Фонда вместе с пакетом, который включает:

  • план финансового обеспечения на текущий год, утвержденный в соответствии с действующим на предприятии порядком, и подписанный уполномоченными лицами;
  • перечень мероприятий, направленных на улучшение условий труда и предупреждение распространения заболеваний среди сотрудников компании, утвержденный по результатам проведения специальной оценки (уполномоченными экспертами, согласно ТК);
  • соглашение по охране труда (можно заменить выпиской из документа);
  • коллективный договор (тоже можно выписку).

План мероприятий нужно подавать в оригинале, остальные документы – копиями, кроме выписок. Из дополнительных бумаг стоит подготовить все, что убедит ФСС: страхователь тратит деньги на снижение травматизма и заболеваемости. Это могут быть направления для сотрудников, отправленных учиться или лечиться (укреплять здоровье), копии накладных и счетов-фактур за средства профилактики, договоры с поставщиками масок и антисептиков.

Стоит помнить, что юридическое лицо-покупатель теперь отвечает не только за факт заключения договора, но и за выбор контрагента. Если поставщики профилактических средств вызывают сомнения, договоры с ними лучше не «показывать».

Сроки подачи

Приказом установлен крайний срок для подачи заявления на возмещение страховых взносов от ФСС до 1 октября 2020 года. Но здесь есть уточнение. Все тот же приказ оговаривает лимитированный объем средств, выделенных для компенсации. И оставляет за Фондом право отказать в возмещении, если все деньги, которые планируется направить по этой программе, уже распределены.

Проще говоря, не стоит откладывать подачу заявления до осени. Иначе есть вероятность, что получать (засчитывать в качестве взносов) уже будет нечего. Здесь, кстати, есть еще и риск, что ФСС примет заявление и утвердит компенсацию, но при пересчете обнаружит факт полного распределения денег. В этом случае растет вероятность отказа после утверждения.

Как подавать заявление

Здесь ничего нового. Предприниматель вправе действовать по одному из трех сценариев:

  • передать документы лично через многофункциональный центр в своем городе;
  • направить пакет обычной почтой с подтверждением доставки (заказное письмо);
  • оформить все онлайн, воспользовавшись порталом госуслуг.

От выбора способа передачи документов ничего не зависит. Разве что скорость приемки пакета на рассмотрение. Здесь самый быстрый вариант – онлайн.

Причины для отказа

По части причин, по которым Фонд может отказать заявителю в возмещении, все интересно. Во-первых, их список закрыт (как с банками, доискаться истины получается не всегда). Во-вторых, он может расширяться по мере обработки подаваемых документов.

По информации представителей ФСС, на текущий момент наиболее вероятные аргументы против компенсации укладываются в 4 пункта:

  • есть долги перед Фондом или другими госструктурами;
  • неправильно оформлено заявление или в пакете недостает документации;
  • есть подозрение, что предоставленные данные не достоверны (например, завышена или занижена численность персонала, в договорах фигурируют фамилии уволенных сотрудников);
  • деньги закончились (Фонд выбрал лимит).

Последняя причина, понятное дело, пока нигде не фигурировала.

Отчет

Отчитываться в расходах, которые решено компенсировать, нужно каждый квартал. Оформляется это отчетом об использовании возмещаемых сумм, который нужно будет приложить к форме 4-ФСС. Заполняется отчетный документ с начала года (нарастающий итог). В 4-ФСС все расходы, указываемые в отчетности, тоже надо показать. Дополнительно в пакет остается добавить доказательства трат (чеки, счета, договоры и т. д.).