По официальным данным, ежегодные вложения в интернет-рекламу в Рунете оцениваются в 150–205 миллиардов рублей. В среднем на создание одного полноценного сайта команда веб-мастеров тратит от 5–7 до 30–50 дней. Стоимость продвижения ресурса в месяц может доходить до 300 тысяч рублей.

К чему эти разрозненные показатели? К тому, что огромные средства, вливаемые в рекламу и раскрутку, временные затраты, силы десятков команд на то, чтобы поддерживать интернет-бизнес на плаву, могут оказаться напрасными, если на страницах «заведется» даже самый простой вирус.

Конечно, опасность несколько преувеличена: сайт всего лишь временно «выпадет» из индекса, при попытке перехода на него посетитель прочитает информацию о содержании вредоносного кода, посещаемость упадет, репутация пострадает, а сам ресурс окажется под фильтрами поисковиков, не говоря о блокировке хостера. Но все еще можно поправить. Правда, на это могут уйти месяцы, а деньги, вложенные в рекламу, уже не окупятся. Именно поэтому вирусы на сайте проще предупреждать, чем потом ликвидировать их последствия.

Откуда берутся вирусы на сайте

Источников заражения, если не принимать во внимание самые глобальные последние атаки в мире, не так много. Все их при желании можно обойти. Так, согласно отчетности крупных компаний, занятых антивирусными проверками, чаще всего вредоносный код попадает на веб-страницы:

  • в результате взлома (нужно проводить мониторинг уязвимостей кода хотя бы на самом простом уровне);
  • через установочные файлы (плагины, функциональные программки – все это надо проверять перед установкой);
  • из рекламных баннеров с вредоносным скриптом (не следует работать с непроверенными рекламодателями).

Реже, но случается и так, что опасный софт проникает на сайт с зараженного компьютера администратора. Потому за всеми гаджетами, с которых выполняется выход в админку, нужно следить постоянно. На них должен быть установлен антивирусный пакет, а в идеале перед заходом следует провести сканирование.

Обнаружить проблему несложно

Если вирус на сайте уже «прописался» на страничках, значит, о нем знает и хостинговая компания, и поисковые сервисы. То есть ресурс заблокирован и находится под фильтрами. Обнаружить такую проблему несложно – на почту придет сообщение от хостера с предупреждением, а трафик сайта начнет стремительно падать. Во вкладке «Безопасность и нарушения» Яндекс.Вебмастера тоже появится соответствующее сообщение.

Но еще до этого по количеству исходящих ссылок (резкий рост их количества) можно сделать вывод о потенциальном заражении и самостоятельно провести профилактические работы. Чем раньше это сделать, тем проще будет вернуться к нормальной работе. Тем меньше пользователей (в том числе постоянных посетителей) пронаблюдают на своем экране «страшное» сообщение о том, что их любимый сайт теперь небезопасен.

Решение требует времени

Если вирус пробыл на сайте хотя бы неделю, на восстановление сразу стоит заложить несколько месяцев. Первые шаги:

  • письмо хостеру с описанием ситуации и уведомлением о проведении «чистки»;
  • диалог с сотрудниками технической поддержки поискового сервиса (нужно как можно скорее донести информацию о том, что сайт чист, чтобы убрать фильтры и вернуться в индекс);
  • отправка всех целевых веб-страниц на переобход;
  • постоянное отслеживание трафика и поведенческих факторов аудитории;
  • мониторинг уязвимостей.

Нелишним будет проконтролировать в разных браузерах состояние сайта (проследить, что сообщение о заражении, которое видят пользователи, исчезло). Если ресурс, помимо традиционных каналов, использует аккаунт в социальных сетях, следует выложить там информацию о проведенном «лечении» для пользователей.