По состоянию на конец мая 2020 года более 50% малых компаний в России рапортовали, что у них не хватает средств на расчет с сотрудниками. Еще 39% участников рынка малого и среднего бизнеса жаловались на рост дебиторской задолженности и задержки с ее выплатой партнерами. 40% мелких предприятий не видели для себя возможности вернуться в старый офис из-за банальной нехватки денег на уплату аренды.

Да, коммерция, работавшая преимущественно офлайн до «атаки» коронавируса, пострадала в период нерабочих дней очень сильно. По прогнозам специалистов, для многих это испытание закончится полным прекращением работы. Доля будущих банкротов в МСБ ожидается на уровне 15–75% (по разным оценкам).

Стратегия выживания

Тем, кто в таких условиях хочет все-таки сохранить «нажитое непосильным трудом», уже сейчас необходимо разрабатывать программу «перестройки» бизнеса. И эксперты считают, что в ее основе очень полезно заложить не фактор государственной поддержки, поскольку ее меры слишком скромны для того масштаба потерь, а переход в онлайн.

Стоит сразу отметить, что речь не о полном переформатировании компании. Понятно, что рестораны или косметологические салоны, ремонтные бригады, перевозчики никак не начнут работать только через интернет.

Но привлечь его возможности, чтобы запуститься раньше конкурентов хотя бы на уровне возобновления контакта с целевой аудиторией могут все. Какие инструменты предлагает бизнесу интернет, и что из них работает лучше всего?

Для тех, кто работает офлайн

Компаниям, которые не могут в силу специфики деятельности, перенести продажи в онлайн, необходимо заинтересовать и даже развлечь своего клиента. Для этого можно использовать коммерческий аккаунт в социальной сети, сайт, канал на YouTube.

Причем эти расходы вовсе не обязательно будут разовыми. Когда работа возобновится, веб-инструменты можно использовать для увеличения продаж. Примеры, которые уже работают:

  • Для спортивного центра или фитнес-клуба – онлайн-уроки занятий (зарядка, гимнастика, комплекс упражнений группы кардио). Опыт показывает, что всего 2–3 бесплатных интернет-занятия с фитнес-тренером обеспечивают конверсию от 5 до 18%. Продавать таким образом можно как индивидуальные консультации, так и курсы упражнений или абонентскую подписку.
  • Перевозчики могут заключать договоры онлайн, а реализовывать доставку в бесконтактном режиме (нужен склад, на который отправитель сможет принести посылку, а водитель – забрать ее). Такой подход реализован более чем в 70 городах России. И почти везде направление интернет-заказов за 2 месяца вышло в плюс.
  • Кофейни и рестораны. Самый популярный вариант – кейтеринг с онлайн-приемом заказов. Отлично работает на малых расстояниях.

«Вижу цель, не вижу препятствий»

Как показывает опыт компаний, которые уже выбрали онлайн-инструменты для выживания, бизнесу не требуется даже серьезных вложений, чтобы получить дополнительный канал продаж. Все, что ему надо, – создать красивую «витрину» (меню, каталог товаров, линейку услуг) с отличной графикой и короткими описаниями.

Реализовать это можно как через одностраничник, так и через полноценный интернет-магазин или аккаунт в социальной сети. Сделать фотографии несложно и самостоятельно. На разработку витрины уйдет от 0 (конструкторы и соцсети) до 30–50 тыс. рублей. Плюс 5–10 тыс. рублей на первоначальную раскрутку.

Как показывает опыт малых компаний, этого достаточно, чтобы «пережить» трудные времена и сохранить прибыль (пусть и меньшую, чем раньше). А уже на такую «основу» можно «наращивать» гарантированные государством инструменты – ипотечные и арендные «каникулы», субсидированные кредиты на зарплату, компенсации из госбюджета на выплату социальных взносов и т. д.