В декабре 2020 года были приняты поправки в 149-ФЗ, которые обязали администрацию социальных сетей выявлять и удалять нецензурную лексику из комментариев и постов пользователей. В силу они вступили совсем недавно – 1 февраля 2021 года. И за 2 дня действия новых норм количество упоминаний бранных слов в пятерке самых популярных сетей выросло на 50%. Об этом сообщили исследователи РБК, проверив Twitter, instagram, ВКонтакте, Facebook и OK.

Некоторые эксперты уже поспешили заявить, что так пользователи соцсетей реагируют на нововведения. И в дальнейшем посты, а также комментарии и подписи с матами здесь будут только «плодиться и размножаться». В рамках протеста, так сказать.

А как на самом деле будет развиваться работа в социальных сетях? И во что в итоге выльется очередной запрет?

По сути

К слову, табу распространяется не только на маты, но и на все, что может отравлять жизнь пользователей (особенно психологически неустойчивых подростков, в частности). Так, администрации сетей вменяется в обязанность удалять все, что касается:

  • изготовления и распространения наркотических средств;
  • призывов и склонений к суицидам;
  • личных оскорблений;
  • онлайн-казино;
  • призывов к массовым беспорядкам;
  • детской порнографии и ее изготовления;
  • надругательства и неуважительного отношения к национальной символике.

Другими словами, набор запретов вполне стандартен. Правда, работают они, как показывает практика, только в комбинации с воспитательными мерами, реализовать которые в интернете почти невозможно (в массовом порядке, по меньшей мере).

Как это будет работать

Согласно озвученному алгоритму, администрация соцсетей должна будет самостоятельно выявлять и удалять запрещенный контент. При этом если сомнений в его запрещенном характере нет, то информация сразу удаляется безвозвратно и сразу.

Если сомнения есть (невозможно определить, это брань или часть слова, например), то доступ к посту ограничивается, после чего подается заявка в Роскомнадзор. И уже он решает, удалять материал или оставить. Разблокировка данных производится только после принятия им решения.

За нарушение установленных правил могут быть начислены штрафы. А могут и не быть. Потому как штрафные санкции носят рекомендательный характер, и в поправках о них ничего не написано. То есть на первый раз они могут быть и не начислены. Но как это заработает на практике, можно будет посмотреть только по факту.

Что грозит администрации соцсети в худшем случае:

  • частным лицам, которые занимаются модерацией, – штраф до 50 тыс. рублей;
  • юрлицам – до 4 млн рублей (минимальная «ставка» – 800 тыс., сумма увеличивается при повторных обнаружениях нарушений).

Что изменится для тех, кто работает в социальных сетях

Ввиду отсутствия какого-либо опыта действия закона остается непонятным, как будут принуждать к его исполнению сервисы, которые сохранили свои сервера вне пределов юрисдикции РФ. То есть Twitter и Facebook. Последний уже заплатил штраф в 4 млн рублей. Есть вероятность, что на новые траты он не пойдет.

Кроме того, многое зависит от того, как администрация будет «банить» неугодные твиты или посты. С одной стороны, очевидно, что хотя бы частично процесс их поиска будет автоматизированным. А это сулит повторение многочисленных историй, связанных с «цензурой» в тех же игровых проектах. Когда в комментариях удалялись или закрывались звездочками куски совершенно невинных слов, в которых имеются сочетания букв, похожие на маты.

С другой стороны, современные автоматизированные сервисы куда «умнее» своих предшественников. Они уже научились читать слово целиком. Правда, этой их способностью могут воспользоваться авторы запрещенного контента (они просто начнут «прятать» его в другие слова). Это повысит нагрузку на модераторов сетей, которым подобный материал придется искать и проверять вручную.

То есть время публикации и обновлений позиций каналов в списках предложений соцсетей как минимум на первых порах увеличится. Это снизит эффективность вложений в ее рекламу. Зато откроет путь даже в конкурентные ниши новичкам. Так что изменения, казалось бы, мало связанные с e-commerce, могут серьезно повлиять на продвижение.