С чего начинается сайт? С поиска хорошего конструктора, в котором все популярные форматы ресурсов уже разобраны на готовые варианты, и под каждый из них создана структура? А вот и нет.

Сайт начинается со сбора семантического ядра, по которому после разбивки ключевых фраз на тематические блоки будет составляться структура. Да, вручную на листике бумаги. Причем так, чтобы она была простой, логичной и позволяла пользователю в 2–3, максимум 4 клика с главной страницы найти любую интересующую его информацию.

Только когда структура готова, можно работать с конструктором или встроенными шаблонами CMS. Почему это важно?

На что влияет структура сайта

Во-первых, потому что редкий разработчик-новичок действительно грамотно работает над структурой. А потом сетует, что никакие вливания в рекламу или оптимизационные действия не помогают в продвижении в топ выдачи.

На самом же деле перспективы этого продвижения (сам его факт и скорость) закладываются именно на этапе построения так называемого структурного древа сайта. Которое должно быть если не уникальным, то очень хорошо продуманным.

Во-вторых, и это вытекает из первого условия, алгоритм переходов по сайту (что и есть структура) определяет сразу три важных фактора успеха.

  1. Скорость индексации. Чем логичнее организован сайт, тем быстрее сканер его «прочитает» и ресурс «пойдет» в выборку по запросу. И чем короче будет путь с главной страницы на любую подкатегорию начиная с 3 уровня и ниже, тем выше сайт окажется в выдаче.
  2. Поведенческие факторы. Здесь все просто: если посетитель понимает, куда ему идти за ответами, и выбор материалов или категорий не вызывает у него вопросов, он проведет на страницах ресурса больше времени. Для поискового робота это веская причина, чтобы поднять сайт в выдаче. Для посетителя, – чтобы вернуться сюда за новыми покупками или информацией.
  3. Ранжирование зависит от понятности названия категорий. Опять же, если все логично, сканер присвоит ресурсу высокую оценку и быстро повысит его в выдаче.

Как нужно и не нужно структурировать сайт

Самый правильный способ создания структуры – пошаговый. То есть  сначала нужно собрать и группировать ключевики. Потом распределить их по страницам, которые обязательно должны быть в структуре (это единственный пункт, в котором имеет значение частотность фраз: все, что люди ищут по теме часто, должно получить свою категорию или подкатегорию).

На третьем шаге нужно выявить страницы, на которые должен пойти наибольший трафик (они станут категориями первого уровня сразу за главной страницей). Их набор определяется целями запуска веб-проекта.

Шаг четвертый – выбор типа структуры (классическая алфавитная, тематическая, ассоциативная, гибридная и т. д.). Предпоследний этап – собственно, рисование схемы переходов с названиями разделов и подразделов (коротко, без спама и синонимов). Последняя стадия – проверка удобства полученной схемы (для этого есть масса инструментов – платных и бесплатных).

Другой путь – по аналогии с конкурентами

Есть и другой вариант – повторить структуру конкурентов. Это намного проще, особенно если в нише есть сильные бренды, которые уже находятся в топе поисковых сервисов и пользуются популярностью среди читателей/покупателей.

Как это работает:

  • ищем 5–10 сайтов конкурентов;
  • получаем их структуру (вручную или с помощью специализированного софта);
  • при помощи программ, которые анализируют посещаемость страниц (тот же keys.so подойдет) определяет наиболее актуальные среди пользователей разделы;
  • на базе полученных схем формируем новую структуру, максимально эффективную и полную.

С одной стороны, поработать аналитически, конечно, все равно придется. С другой, – времени на создание уникального древа разделов уйдет значительно меньше. Правда, этот метод работает только при соблюдении нескольких условий.

Во-первых, у вас должно быть достаточно сильных конкурентов со стажем (возможно, придется поискать их в соседнем регионе, если по месту ниша не очень развита). Пытаться повторить новичков бессмысленно – нет гарантий, что у них хорошая структура. Во-вторых, нужно учитывать важные нюансы поведения целевой аудитории (паттерны у покупателей могут отличаться даже в соседних областях, это зависит все от того же развития ниши).

Топ-3 ошибки структуры

Чего в хорошей структуре быть не должно:

  • Нарушений логики. Самый распространенный пример: когда магазины применяют в качестве основного фактора разбивки категорий товарную номенклатуру (телефоны, ноутбуки, ПК, чехлы), но при этом добавляют страницу с товаром самой популярной марки (телефоны, ноутбуки,…, iPhone). Это, может, и удобно пользователю, но с большой долей вероятности не понравится поисковому роботу.
  • Креативных наименований категорий. Примеры: хиты, подарки, сюрпризы, прочее, разное и им подобные. Если из названия раздела непонятно, что в нем находится, значит, название неправильное. И расплачиваться за него придется как местом в выборке поисковой системы, так и поведенческими факторами.
  • Дубликатов URL. Да, один и тот же товар может подходить для разных категорий. Та же детская одежда может одновременно находиться в разделах «для самых маленьких», «детские товары», «товары со скидкой». Но URL у каждой конкретной позиции должен быть один, в скольких бы каталогах она ни появлялась. Дубли (отдельные урлы на один и тот же товар) – это техническая ошибка, которая приведет к снижению ранга сайта.

Это три самые распространенные недоработки. Есть и другие, как то оставление в индексе технических страниц, использование минимального количества фильтров (чем больше выбор у посетителя, тем быстрее он найдет искомое, тем выше вероятность, что сайт получит высокий балл поисковика, а посетитель конвертируется в покупателя). Или отказ от «хлебных крошек» и других инструментов, требующих настройки (время разработчика), но упрощающих практику ориентирования на сайте.

Все эти моменты нужно проработать еще до того, как сайт будет запущен в индекс. Для этого и нужно тестирование.