После отмены ЕНВД патентная система налогообложения обещает стать второй по популярности среди представителей малого бизнеса, уступив только УСН. По меньшей мере, законодатели сделали многое, чтобы так и случилось.
ПСН была существенно переработана в 2020 году, чтобы привлечь внимание предпринимателей. А одним из самых приятных ее нововведений стала возможность засчитывать страховые взносы в счет расходов на патент. Законодатель оставил ИП право снизить эти издержки до 0–50%. Нужно только знать, как это сделать правильно. Об этом и расскажем.
Порядок действий
Так, стоимость всех патентов, полученных с 1 января 2021 года, разрешено уменьшать на затраты налогоплательщика, направленные в страховые фонды. При этом предприниматели наемного персонала могут за счет соцстраха уменьшить цену патента до 0. Те же, кто привлекает сотрудников, снижают эту сумму максимум вполовину (до 50%).
Чтобы воспользоваться правом, ИП должен подать соответствующее заявление в свою налоговую инстанцию (в которой покупался патент). План действий следующий:
- Заполняется заявление на 3 листа (титул, А и Б).
- Документ отправляется одним из 3 способов налоговикам.
- В течение 20 дней отправитель либо получает обоснованный отказ, либо не получает ничего, и это – добрый знак (потраченные на страховку деньги засчитываются в стоимость патента).
По идее, отказывать ФНС будет только при выявлении ошибок в оформлении документации. Причем количество попыток у ИП не ограничено. Получив один отказ, он может исправить ошибки и сразу подать заявление заново.
Как заполнять заявление
Заявка на взаимозачет платежей – бланковый документ (шаблон утвержден письмом ФНС №СД-4–3/785@ от 26 января 2021-го). Содержит 3 страницы, на каждой из которых должен быть прописан идентификационный номер заявителя. Страницы нужно пронумеровать.
На титульном листе должен быть код налоговой, в которую подается заявка, полное имя предпринимателя или доверенного лица и код статуса заполняющего (1, если это делает лично ИП, и 2, если доверенное лицо). При заполнении документа доверенным лицом, нужно также указать его реквизиты – ф. и. о. и номер доверенности. Последнюю в сканированном виде нужно приложить, указав количество ее страниц. Кроме того, на титуле должен быть указан номер телефона для связи.
На листе А надо заполнить 3 блока по патенту:
- его номер (010);
- дату выдачи (020);
- стоимость (размер налога, строки с кодом 030, в самом патенте она есть на оборотной стороне в строке 040).
На листе Б тоже нужно заполнить 3 строчки, но уже по расходам на страховку:
- 001 – тип выплат (1, если взносы перечислены по трудовым и гражданским договорам с физлицами-сотрудниками, 2, если таких взносов не было, то есть ИП платит только за себя);
- 110 – сумма налога (стоимость одного или всех патентов, если их несколько);
- 120 – сумма взносов и пособий, на которую ИП планируется уменьшить налог (максимум – 50% от расчетной стоимости патента или его полная цена).
Пять важных нюансов
Порядок уменьшения налога на ПСН – это нововведение, и наработанной практики с популярными ошибками заявителей по нему еще нет. Потому так важно учесть все нюансы, озвученные в нормативных актах, и рекомендации налоговой службы.
Так, во-первых, нельзя указывать в листе Б сумму взносов или выплат за первые 3 дня больничного (на них тоже можно снижать налог), которые только планируется перевести. В заявлении должны значиться только суммы, уже де-факто выплаченные. Даже если патент действует до конца февраля, а взносы ИП будет платить весь год, вписать в форму он может только те средства, которые перечислил в фонды в январе-феврале.
Во-вторых, нельзя снизить сумму налогов на одни и те же выплаты дважды. Если предприниматель использует несколько режимов налогообложения (в Москве – УСН, в Подмосковье – патент), и уже учел их в расчетах по УСН, за патент придется заплатить полную стоимость.
В-третьих, страховые взносы за персонал можно учитывать только по тем сотрудникам, которые заняты в направлении бизнеса, работающем по ПСН. Если у ИП 2 магазина в Москве, и один из них использует патент, а второй работает по УСН, то взносы в страховые фонды в заявке нужно брать только за тех продавцов, которые заняты на первой точке.
В-четвертых, сумму, которая превышает стоимость патента, можно учитывать частями для разных патентов. Но в ограниченных временных рамках (в течение 1 года). При этом указывать в листе Б (блоки 110 и 120) нужно суммы, не превышающие размер налога:
- 100% налога в обеих строках, если у ИП нет персонала;
- 100% налога в строке 110 и 50% в строке 120, если работники имеются.
В-пятых, одно заявление на несколько патентов можно заполнять только при условии, что все они оформлялись в одной ИФНС. Если службы разные, для каждой из них надо оформить свое заявление.
Как отправить
Передать пакет документов (заявку и копию доверенности, если нужно) можно любым удобным способом – отправить обычной почтой (обязательно сделать опись вложения), передать лично в отделении налоговой или переслать в электронном варианте. В последнем случае обязательна цифровая подпись (усиленная квалифицированная).
В зависимости от способа отправки будет устанавливаться дата отсчета. Для почтовой пересылки она определяется по штемпелю. Для электронной – на дату сообщения о получении заявления. При личной доставке даты, собственно, передачи и начала согласования запроса совпадают.
Если патент оплачен до заявления на взаимозачет
Так лучше не делать – меньше времени придется тратить на оформление документов и ожидание. Но если уже случилось, что стоимость патента была погашена, после чего – произведены выплаты страховых взносов, то последние можно вернуть (зачесть в счет будущей покупки новых патентов патента или отправить на расчетный счет ИП). Для этого сначала надо пройти процедуру согласования взаимозачета, описанную выше, а затем оформить новую заявку на возврат средств.
Потери времени в такой ситуации составят от 15 до 30 дней и больше, если у налоговиков возникнут вопросы. Ускорить возврат можно, попросив учесть его в стоимость будущего патента.