Ни один практикующий маркетолог, имеющий за плечами определенный опыт не будет спорить с утверждением, что для процесса построения долгосрочной стратегии развития компании помимо аналитики и математики потребуется целый багаж знаний в области философии, истории, психологии и многих других наук.
Эта необходимость продиктована постоянными изменениями в ценностях, поведении и психике человека, ведь маркетинг напрямую влияет на человека. Компания, которая не следит за всеми тенденциями в результате может оказаться на грани краха, или вовсе за ней.
Развитие маркетинга в истории
Перед тем как перейти к новым тенденциям в маркетинге (подробнее можно узнать тут https://ivanpalii.com/marketing-future/), необходимо хотя бы вкратце понять историю зарождения этой науки в современном виде. Ведь без этого трудно понять, как дальше будет развиваться маркетинг.
Значительный скачок в развитии данной науки произошел в США, когда производственные мощности достигли таких объемов, что возник первый в истории кризис перепроизводства, когда различной продукции было больше, чем необходимо. Тогда маркетологи стали уделять все больше внимания брендированию. Основное внимание стало уделяться не продукту, а торговым маркам. Возможно данное событие было напрямую связано с упадком религий. Для многих людей вера в бренды превышает веру в бога.
Компании со временем все больше начали «производить» идеи (бренды) вместо продуктов и этому нашлось вполне рациональное объяснение. Идеи возможно производить в любом количестве, при этом и потреблять также можно неограниченно, в отличии, например, от техники или продуктов питания. При производителях не нужно закупать ресурсы для изготовления идей, достаточно использовать возможности человеческого мозга. Фактические затраты в этом случае стремятся к нулю.
Еще Маслоу выделял пирамиду потребностей человека, и по мере того, как люди стали в полной мере удовлетворять свои низменные потребности, стала возрастать роль философской природы товара и уменьшаться утилитарная.
Современные тенденции в маркетинге
Теперь для полного удовлетворения человеку недостаточно получить уверенность в завтрашнем дне, что было свойственно для наших предков. Все современные тенденции в маркетинге должны приниматься во внимания всеми маркетологами, политологами, политиками, предпринимателями и инвесторами. Ведь именно они помогают разработать эффективные стратегии для развития компаний и стран, ведь потребление – это ежедневное принятие решений человеком в пользу того или иного продукта, модели поведения. Его можно легко отслеживать, достаточно заглянуть в любой крупный торговый центр.
От статуса к познанию
Одной из современных тенденций развития современного общества стало уменьшение значимости авторитетов в ценностях человека. В развитом люди не смотрят на богатство как идол. Да это средство независимости, свободы действий, но не больше. Материальное неравенство понемногу уходит на второй план. Все большие обороты набирает неравенство в информационном пространстве. Владеющие информацией сегодня более успешны в обществе, нежели неинформированные личности с большими финансовыми ресурсами.
Сегодня те, кто осваивает информацию и знания быстрее, гораздо успешнее и лучше приспособлены к современным реалиям, ведь нельзя передать их по наследству, так как они с все большей скоростью устаревают и становятся неактуальны уже в течение одного поколения. Знания и навыки нельзя украсть продать или присвоить.
Эмоциональное наполнение и нужда в развлечениях
Основной нуждой для людей предыдущих поколений, особенно до промышленной революции было обеспечение уверенности в завтрашнем дне. Сейчас же из-за того, что большинство людей уверены в том, что завтра не останутся голодными, в обществе распространяются идеи геймификации и фана. Все от рекламных кампаний до корпоративной культуры предполагает вовлечение человека в игру. Данная тенденция возникает из-за осознания человеком скоротечности его жизни.
Созидание в потреблении
Большинство молодых людей сегодня стремятся сделать себя как можно лучше. Однако, тенденции развития все больше свидетельствуют о росте популярности созидательного потребления. Ярким примером этой тенденции является краудфандинг, суть которого заключается в сборе средств с желающих для создания определенных проектов или предприятий. С каждым годом это направление в построении бизнеса набирает все большие обороты и рискует вытеснить стандартные методы.
Все больше компаний стремятся проводить благотворительных акций вместе со своими клиентами. Обычно это заключается в отчислении части средств полученных от продажи специальных товаров в различные фонды. Одним из основных направлений является экология. Один тот факт, что человек заботится об окружающей природе свидетельствует о многом.
Забота о здоровье
Все больше людей начинает заботиться о своем здоровье не при помощи лечения, а соблюдая здоровый образ жизни. В обществе все больше негативно относятся к товарам, наносящим вред здоровью. Многие отказываются от традиционных блюд в пользу сыроедения.
Стирание границ между полами
Гендерные различия все меньше влияют на жизнь человека. Особенно это актуально для стран Западной Европы и Северной Америке. Если раньше почти все профессии различались на мужские и женские, то теперь эти границы стираются. То же самое касается товаров потребления. Все больше продукции не предназначается для какого-либо пола, особенно это актуально для одежды и обуви. Все больше рекламных кампаний не направлены на привлечение мужчин или женщин, они заменяются другими посылами, такими как любовь или единение.
Реклама — часть продукта
По мере роста важности рекламных кампаний в распространении продукции, тем больше развивается культура осознанного потребления в обществе. Теперь потребители все лучше понимают, когда ими пытаются манипулировать при просмотре рекламных роликов, плакатов и т.д. И если подходить к рекламированию грубо и непрофессионально, то это просто может стать концом бренда. Поэтому при продвижении товара необходимо строить рекламную стратегию с учетом ценностей, которые несет в общество компания.
Рекламные кампании должны строится исходя из того, на какую целевую аудиторию рассчитывают в организации. Чем выше образованность потребителей, тем выше требования предъявляются к изложению информации, при этом делать это нужно лучше, чем у конкурентов. Ведь в век высочайшей конкуренции побеждает тот, кто лучше продвигает свою продукцию.
Использование потребителя для продвижения
Нет лучшего способа продать свой товар, как совет человека, который воспользовался этой продукцией или услугой. Рекомендация от знакомого, который вызывает доверие, является лучшим стимулом для расширения клиентской базы. У этого способа продвижения есть два неоспоримых преимущества:
- советы клиентов не стоят денег;
- возможные риски уже были проверены.
Подводя итог можно сказать, что с каждым годом работа маркетологов дополняется новыми аспектами, которые делают их работу разнообразнее и сложнее. По мере развития общества приходится придумывать все новые способы продвижения товаров, что делает работу в этой сфере все более захватывающей.