Правильно составленный семантический адрес страницы (friendly URL или ЧПУ, человекопонятный урл) – это не только качественная метрика для анализа поисковых сервисов, но и способ нарастить органический трафик, дав посетителям простой способ запоминания статей и материалов сайта. Чтобы правильно составить URL, достаточно придерживаться принципов элементарной логики. Правда, касается это только новых (вновь создаваемых) страниц. Для действующих (если их непременно нужно переименовать) есть ряд ограничений и особенностей.

Принцип присвоения URL: формула

Первое и основное правило касается структуры адреса. Хотя она довольно проста, уже на этом этапе нередко допускаются ошибки. Формула дружелюбного пользователю и ПС URL выглядит так: site.ru/razdel/stranica, где:

  • site – главная (доменная зона ru);
  • razdel – название раздела;
  • stranica – название статьи, если это отдельный материал или наименование товара, категории, бренда.

Важные детали

Максимальный размер пути от главной до конечной страницы – 115 символов. Но оптимальным считается более короткий текст (до 80 знаков). Длину надо проверять для каждого URL (можно списком выгрузить в отдельный файл и проверить количество любым удобным сервисом).

Кириллические символы в этой формуле желательно не использовать. Хотя поисковые сервисы умеют читать на любом языке, кириллица при копировании из браузера превратится в абракадабру вида «%D0%9B» (и так 5 строк), а латиница останется все такой же лаконичной, как в строке выдачи.

Есть и третий вариант – взять перевод слова (Google Переводчик в помощь). Это хорошо сработает, если читатель вводит запрос на обоих языках (русском, английском). Но с переводом стоит быть осторожными. Название марки на родном английском (Apple) выглядит логичнее транслитерации (Epl), а вот термины могут оказаться непонятными. В целом перевод подходит для устоявшихся англицизмов (news вместо novosti) и известных марок, в остальных случаях стоит брать транслитерацию.

Для формулировки сложных названий статей можно использовать программку (она есть почти у всех больших сервисов начиная с Advego). Но результат ее работы надо контролировать.

Распространенные ошибки

Одно из важных условий ЧПУ (человекопонятного урл) – минимальный размер и отсутствие спама транслитом. Для выполнения обоих правил необходимо избегать любых повторов в линии адреса. Особенно если переход осуществляется из категории а-ля «ручки» в подкатегорию «ручки Паркер». Примеры правильных и неправильных формул.

  • Путь от главной страницы с автомобилями в категорию Kia и на страницу Kia Rio:
    • ru/auto-south-korea/Kia/Kia-Rio – неправильно;
    • ru/south-korea/Kia/Rio – правильно.
  • Сайт по производству редукторов для мотоблоков – URL страницы червячных редукторов ЧР-100:
    • privod.ru/reduktori-dlya-motobloka/reductor-motobloka-chervyachnij/chervyachnij-reduktor-CHR-100 – неправильно:
    • privod.ru/reduktor-dlya-motobloka/chervyachnij/CHR-100 – правильно.

Еще один популярный прием – ставить нижнее подчеркивание вместо дефиса. Этого делать не стоит по двум причинам. Во-первых, подчеркивание портит вид URL. Во-вторых, снижает его запоминаемость.