С момента начала действия того самого закона о самозанятых  вначале 2019-го этот вопрос занимает всех, кто сотрудничает с малым штатом работников. Выгодно ли переводить свои кадры в статус самозанятых граждан? Можно ли это сделать? Имеет ли смысл предпринимателям с малыми финансовыми потоками разбирать тему самозанятости? Отвечаем по порядку.

Проверенная схема

Схема, многократно опробованная еще со свидетельствами о регистрации ИП, с самозанятыми не сработает. Она не очень оправдывала себя и с оформлением сотрудников в статусе предпринимателей.

  • С одной стороны, расходы в общем-то снижались (фиксированная сумма в 35 с небольшим тыс. рублей и 6% вместо 13% налогов с дохода физлиц).
  • С другой стороны:
    • вопросов у налоговых инстанций прибавилось;
    • сотрудники, перестав быть хоть сколько-нибудь ответственными перед работодателями, стали гораздо быстрее и проще принимать решение об увольнении, не оставляя нанимателю времени на поиск замены (они могли просто не выйти на работу, иногда целыми командами);
    • если бухгалтерию ведет сам ИП, мало в ней смыслящий, он может пропустить время исполнения своими предпринимателями обязательств перед государством (в результате – вопросы налоговиков к человеку, который может не до конца понимать, почему он вообще ИП).

Что не так с самозанятыми

С самозанятыми же все обстоит еще сложнее. Во-первых, в законе изначально предусмотрено табу на подобные схемы. В п.8 ст. 6 прямо сказано, что при сотрудничестве самозанятого гражданина с предпринимателем, который менее двух лет назад стал его бывшим работодателем, никаких налоговых послаблений не применяется.

Во-вторых, сама схема перевода работников в иной статус работает на ограниченной территории. Да, это при удачных итогах эксперимента скоро исправят, но в процессе эксперимента налоговые службы будут очень внимательно отслеживать любые попытки испортить его «чистоту».

Другими словами, схему очень быстро обнаружат (сложно не заметить массового увольнения или планомерного ухода работников одного за другим) и жестко накажут. Причем не только работодателя, а и его сотрудников (это к тому, что работая удаленно в штате студии веб-дизайна, не стоит соглашаться на оформление самозанятости – только при намерении уйти «в свободное фриланс-плавание»).

Все по-честному

Сотрудников, которые уже в штате, не стоит переводить в разряд самозанятых только во имя экономии (ее нивелируют штрафы). Проще оптимизировать их занятость, приведя плату в соответствие активности (если услуги человека нужны бизнесу не постоянно).

Другое дело, привлечение исполнителей на условиях аутсорса. С ними, если они самозанятые, вполне можно заключить комфортный долгосрочный договор/контракт, и работать с минимальными расходами на всевозможные фонды.

Это прекрасно работает как с разовыми заказами (время от времени ИП обращается к внештатному специалисту), так и с регулярными услугами (полноценный аутсорсинг). Бухгалтера из числа самозанятых, кстати, тоже можно нанять, чтобы закрыть вопрос не вовремя сданных отчетов или неправильно оформленных деклараций.