Хотя Рунет официально и сменяет технологии быстрее, чем западный интернет, по трендам и скорости смены тенденций он все-таки отстает. С одной стороны, конечно, обидно. С другой, – ситуацией можно воспользоваться. Особенно если взять за основу сферу, в которой цикл популярных решений самый короткий, – социальные сети.

В частности, на Западе уже полным ходом идет «революция» – появилось сразу несколько весьма важных маркеров, которые, вероятно, чтоб не сказать наверняка, скоро обнаружат себя и в Рунете (а некоторые из них уже обнаружили, как утверждают эксперты). То есть российским блогерам того же instagram, и особенно быстроразвивающегося Tik Tok самое время адаптироваться на опережение.

Грядут новые тренды

Что это за «революционные» тренды и как к ним подготовить свои каналы? Эксперты отмечают три наиболее ярко выдающиеся тенденции, которые просто нельзя игнорировать еще со вчера:

  • возврат к текстам в постах;
  • переход от коротких постов к лонгридам (да, в социальных сетях отменяется ограничение до 1000 знаков на сообщение);
  • значительные отклонения в предпочтениях пользователей по части визуального контента.

Опять текстовый контент?

Весь 2020 год специалисты не уставали рассказывать, насколько скучными и неинтересными стали тексты в социальных проектах. Приводились десятки исследований, которые наглядно демонстрировали, как превалирует визуальная подача перед описательной. И вот опять.

Опытные специалисты на Западе объясняют возврат к текстам в постах не столько потерей визуалом своих позиций, сколько притоком новых пользователей в крупнейшие проекты. В итоге страницы, оформленные ярко, креативно, эмоционально, пресыщенные картинками, лицами, интересными сюжетами, вдруг слились в сплошной калейдоскоп одинаковых сообщений. И отстроиться от конкурентов в таком изобилии визуального креатива становится практически невозможно.

Предпочтения читателя

Несколько цифр для наглядности:

  • в 2019 году постоянные участники соцсетей в среднем имели от 10 до 20 постоянных подписок и оформляли новые подписки хотя бы 2–3 раза в неделю;
  • в 2020-м количество новых подписок сократилось почти вдвое;
  • по прогнозам, в 2021-м даже самые активные соискатели нового интересного контента будут ограничиваться одной подпиской в неделю, что существенно сокращает шансы блогеров оказаться в списке постоянно просматриваемых.

Это мировая статистика. И что интересно, наиболее ярко она проявляется в категориях самых частых пользователей соцсетей – молодых людей 18–34 лет.

Устав от эмоциональных gif-ок и сюжетных фотографий вперемешку с селфи, пользователь все чаще выбирает того, кто стабильно предлагает интересный контент. Преимущественно текстовый. В основном по фактам с львиной долей юмора.

Большие тексты

А вот что обещает настоящую революцию в больших социальных проектах. Западные аналитики фиксируют растущий интерес подписчиков к лонгридам в Twitter и  instagram. Кстати, в Telegram они пользуются популярностью уже давно, и в России тоже. Преимущественно на новостных каналах и в проектах, продвигающих личные бренды.

Но если в Telegram длинные посты легко оформить «простыней» – сплошным текстом, размежеванным эмодзи, например, или структурированным картинками, – то в других проектах приходится изобретать альтернативные варианты подачи. Например, разбивать одну большую статью на части (когда под ней указывается номер части и их общее количество).

Как показывает практика, такие «многосерийные» материалы пользуются большой и растущшей популярностью. Более того, они повышают активность пользователей даже при размещении всего одной статьи в неделю. При условии, что она будет интересна читателям, конечно. От картинок, фото, скриншотов для иллюстрации и даже коллажей для отвлечения внимания и отдыха глаз отказываться не придется. В моде комбинации.

Визуальное оформление

Еще один интересный тренд касается формата визуального оформления постов в социальных сетях. Они еще так далеко в разных проектах друг от друга не расходились.

Пока в TikTok набирают обороты максимально простые естественные «живые», даже бытовые короткометражные  видео, в том же instagram вновь теснится gif-формат и гламур с постановочными картинками. Facebook и ВК отдают предпочтение репортажным фотографиям, а в Twitter и Telegram откровенно превалируют скрины и инфографика.

Впрочем, есть и кое-что общее – графические, рисованные, словно от руки, материалы. Они в варианте картинок с подписями, мемов и видео только набирают обороты. Хотя и это может скоро измениться. К тому же подходит такой формат не всем. На рынке B2B, например, подобная подача наглядных данных примерно в 22% случаев вызывает негативную реакцию. Но это в мире. По Рунету таких данных нет.

Что со всем этим делать блогерам, ориентированным на Рунет

Как показывает опыт, то, что сегодня остроактуально на Западе, станет таким же в Рунете не позже, чем через 6–12 месяцев. А это значит, что уже сегодня стоит готовиться к некоторым изменениям. Теперь нельзя просто постить что-либо на востребованные темы и «ловить хайп». Нужно:

  • погружаться в выбранную тему,
  • изучать своего читателя,
  • проникаться его интересами,
  • учиться чувствовать то, что он хочет видеть, и давать ему именно такой контент, который найдет живой отклик.

Кстати, опыт иностранных коллег уже показал, что на подобные цели лучше всего работает настоящее общение со своими читателями. Его нужно развивать, в том числе, и через открытие смежных каналов – популярных сегодня подкастов например. Интервью, конкурсы, стримы – все это должно войти в привычку, потому что по-другому разобраться в выборе форматов, визуальных решений и даже тематик для новых постов не получится.

Поток участников сетей в Рунете тоже не иссякает. И они хотят заработать на рекламе, а значит, будут бороться за подписки. Соответственно, тем, кто хочет удержаться в топе просмотров, придется отстраиваться. Иначе есть риск оказаться в общей ленте калейдоскопа однотипных сообщений.