Как и ожидалось, с началом весны обострилось и внимание налоговиков к предпринимателям, которые обязаны работать с онлайн-кассами. Как отмечают представители бизнеса, по всей России нарастает количество проверок ККТ. Причем как в офлайн-магазинах, где такое оборудование должно быть обязательно, так и в онлайн, если виртуальным торговым точкам положено выдавать чеки.

Повод для проверки

Как не попасть в фокус сотрудников ФНС? На самом деле ответа на этот вопрос нет. Во-первых, в налоговой не ставят планов по количеству посещений, связанных с проверкой онлайн-касс. Во-вторых, о том, что контроль усилится повсеместно, сообщалось заранее.

Единого алгоритма действий, чтобы избежать прихода проверяющих, нет. Зато есть обстоятельства, которые повысят вероятность их посещения. К таким условиям относятся:

  • жалобы в налоговую со стороны покупателей о том, что им не выдают чеков;
  • претензии от покупателей о том, что в полученных от продавца чеках отсутствует нужная информация;
  • резкое увеличение объемов выручки без очевидных причин (как то продажи 7–8 марта в магазине косметики).

Таких ситуаций, при которых недовольный посетитель магазина может обратиться к налоговикам, лучше не допускать. Если случился сбой и кассовое оборудование временно не работает, это надо оформить правильно. То есть пробить контрольный чек, когда все наладится, и сообщить о проблеме в ФНС. В таком случае штрафов за невыдачу чековых документов с вероятностью, близкой к 100%, не наложат.

Есть ли смысл «бежать»

Это важно: даже при отсутствии на месте проведения проверки владельца бизнеса или лица, которое его замещает (если в магазине только продавцы или консультанты), ревизия все равно проводится. Следует проинформировать об этом своих сотрудников и дать им инструкции на случай, если контролеры «нагрянут», а дозвониться до предпринимателя не получится.

Что говорить:

  • перед началом проверки налоговики должны о ней сообщить, показать соответствующие документы (удостоверение и распоряжение);
  • проводить ревизию могут только штатные работники налоговой службы – МВД, ФСБ, прокуратура не имеют право проверять технику, они могут только изымать оборудование, и то при наличии весьма серьезных оснований (если представители иных ведомств, кроме ФНС, требуют предоставить доступ к онлайн-кассе, нужно отказаться и вызывать полицию);
  • сотрудник, который не является владельцем бизнеса или его доверенным лицом, не обязан ничего подписывать (не давать показаний и не ставить подписей).

Как проходит проверка

Проверка может проводиться одним из 2 способов – посредством контрольной закупки или электронного мониторинга. Оба варианта применимы как к онлайн-продавцам, так и к обычным офлайн-точкам.

В первом случае закупаться может сам сотрудник или любой другой человек (работник налоговой может просто наблюдать за процессом). Кроме как на чеки (факт предоставления, содержание), проверяющий может смотреть на внесение данных в кассовую книгу, оператора в договоре с ОФД, бланки строгой отчетности, технические документы по оборудованию.

Электронный мониторинг чаще проводится при резком увеличении выручки магазина. Он тоже начинается после уведомления о факте его проведения.

По завершении, как и в случае с контрольной закупкой, составляется акт. Если выявлены нарушения, то вместе с протоколом. Дополнительно может потребоваться объяснительная о причинах нарушений. В зависимости от содержания объяснительной записки ИП получит либо штраф, либо предупреждение.