Почему бизнес терпит провал? Если быть по-настоящему честным и отбросить все оправдания, объяснения, рассуждения, то останется только одна причина — плохое руководство. Настоящие лидеры отказываются приписывать себе авторство успеха — но всегда берут на себя ответственность за провалы, что, собственно, является неотъемлемой составляющей руководителей.

Ниже приводятся основные причины провалов бизнеса, которые, по мнению специалистов, можно отнести на счет некомпетентности руководителей:

  1. Слабость характера руководителя. Не имеет никакого значения, какую должность вы занимаете, — если вы не действуете в интересах бизнеса, то неизбежно потерпите провал как управленец. Лидеры без характера не в состоянии увлекать и привлекать тех, кто его имеет. Руководители, которые не демонстрируют последовательность личностных проявлений, не в состоянии внушить доверие к себе и поэтому никогда не будут иметь лояльных последователей.
  2. Отсутствие видения и понимания стратегии. Четко определить и донести до организации корпоративное видение — это задача CEO. Если компания не имеет видения, если его образ несовершенен или плохо донесен — то ответственность за это несут руководители самого высокого уровня. Более того, если образ не соответствует содержанию корпоративных ценностей — раньше или позже бизнес подвергнется серьезным испытаниям.
  3. Слабый брендинг. Слабость бренда однозначно говорит о том, что таково и лидерство. Бренды угасают исключительно по одной причине — потому что лидеры сбросили с себя ответственность за них. Они позволили «растаять» брендинговому капиталу и не удосужились выполнить обещание, которое было заложено в бренд. Руководители, которые не могут стать проводниками бренда, имеют печальную судьбу, ждущую их в будущем.
  4. Отсутствие реализации. В итоге управленческий процесс сводится к воплощению замыслов и планов. Поэтому обеспечение реализации — задача №1 для руководства компании. Не уделяя должного внимания вопросам кадров и ресурсов, невозможно управлять рисками на адекватном уровне или осваивать возможности, открывающиеся перед бизнесом. В таких случаях лидеры «программируют» управленческую команду на провал.
  5. Плохая стратегия. Несовершенная стратегия является бесспорным признаком слабого лидерства. Хотя для каждого правила есть исключения, в основном компании достигают успеха благодаря системности и вдумчивому планированию, и терпят крах, когда все пускается на самотек. Любую компанию, которая имеет плохую стратегию, возглавляет низкоквалифицированный руководитель.
  6. Недостаток капитала. Есть немало примеров когда щедро профинансированные предприятия «садились в лужу», как и тех, которые с ограниченными ресурсами смогли создать мощные бренды. Недостаток капитала может быть социально приемлемым оправданием полного банкротства фирмы, но ни в коем случае не первопричиной этого. Если руководители управляют бизнесом, не учитывая финансовые ограничения, если кое-как относятся к формированию капитала — тогда вся вина лежит исключительно на них. А если лидеры привлекают капитал, прибегая к сомнительным шагам, они сознательно загоняют бизнес в «тупик».
  7. Плохой менеджмент. Именно лидеры, а не кто-то другой, должны привлекать, развивать и удерживать талантливых менеджеров. Если же последние не выполняют свою работу на должном уровне — это проблема руководства. Обвиняя в несостоятельности реализовать стратегические замыслы команду менеджеров, лидеры расписываются в своей некомпетентности.
  8. Низкие объемы продаж. Недостаток доходов — это не проблема соответствующих функций, это проблема лидеров. Стратегия, ценообразование, позиционирование, брендинг, дистрибуция, компенсация и любые другие вопросы, влияющие на производительность торгового персонала — все это относится к сфере непосредственной ответственности руководителей.
  9. «Токсическая» культура. Ничто не убивает производительность и не порождает конфликт в такой степени, как «ядовитая» культура. Иначе говоря, она просто не может существовать в ситуации, когда организацию возглавляет сильный в положительном смысле лидер. Если же «лунатики» берут верх и превращают компанию в «сумасшедший» дом — каких результатов можно тогда ожидать?
  10. Отсутствие инноваций. Руководители или формируют благоприятную для инновации культуру или ее разрушают. Рынок давит лидеров, которые не пытаются опередить ход событий. Те, кто «почивают на лаврах» бывших успехов, кто не хочет совершенствоваться, внедряя изменения и инновации, неизбежно станут жертвами своего устаревшего мировоззрения.
  11. Нет рынка. Действенность руководства проявляется в освоении наиболее подходящих рыночных возможностей. Выход не на тот рынок или неправильно спланированная экспансия на рынок, который пусть даже идеально соответствует особенностям бизнеса — это ошибки, за которые отвечают лидеры; так же как и за слишком медленное или слишком быстрое масштабирование или еще хуже — за создание бизнеса, который не поддается масштабированию. То есть очень легко прослеживается простая связь: нет рынка — нет лидерства.
  12. Низкокачественные профессиональные советы. Никто еще не достиг совершенства, овладев всеми знаниями, которые есть в мире. Руководители, которые не хотят сотрудничать с лучшими профессиональными советниками, скорее всего, не смогут принимать взвешенные осведомленные решения. Если лидеры имеют пробелы в знаниях, это говорит о том, что им комфортно работать в рамках своих мыслительных ограничений.
  13. Неспособность привлекать и удерживать талантливых индивидов. Выдающиеся лидеры всегда окружают себя талантливыми людьми, потому что понимают: талант привлекает талант. Если в компании нет одаренных профессионалов, необходимых для достижения ее бизнес-целей — кого, кроме высших руководителей, можно в этом обвинить?
  14. Незнание конкурентной ситуации. Чтобы избежать провала, бизнес не обязательно должен быть ведущим игроком на своем рынке. Но лидеры должны очень хорошо знать конкурентную ситуацию и проводить компанию по ее «лабиринтам». Если фирма последовательно не выигрывает у конкурентов, это не потому, что они очень сильные, а потому что руководство не позаботилось о ее способности вести конкретную борьбу.
  15. Незнание рыночной ситуации. Если высшие руководители отслеживают то, что происходит на рынке, то неприятные неожиданности вряд ли застанут их врасплох. Инновации, бизнес-аналитика и рыночные исследования — это должно стать одним из главных предметов внимания лидеров.