Работа по продвижению сообщества в социальных сетях является тонкой и скрупулезной, требующей постоянной оценки эффективности как общей картины, так и отдельно взятых материалов. По каким параметрам следует отслеживать динамику развития группы? На что необходимо обратить внимание, делая продвижение сообщества ВК?
Количество участников
Количество подписчиков в сообществе является одним из основных показателей его эффективности. В группах с правильной SMM-стратегией данный показатель постоянно растет без дополнительных финансовых вложений. Стоит заметить, что количество подписавшихся пользователей напрямую зависит от возраста и тематики группы. Узкотематический паблик, освещающий деятельность одной компании, никогда не наберет столько подписчиков, сколько набирают популярные развлекательные сообщества. Поэтому оценивать лучше не общее количество подписчиков, а динамику их прибавления и уходов. Если количество новых подписчиков стабильно превышает число отписавшихся людей, можно говорить о том, что группа успешно развивается.
Постоянному мониторингу должно подвергаться не только количество, но и качество подписчиков. Это особенно актуально в случаях, когда продвижением коммерческой группы занимается не сам предприниматель, а наемный сотрудник. Количество ботов в группе, превышающее 8%-10%, часто свидетельствует о том, что SMM-специалист использует серые методы накрутки показателей. Еще одним свидетельством непродуктивной деятельности наемного специалиста является наличие в сообществе большого количества подписчиков, данные которых не совпадают с данными целевой аудитории (несоответствующий возраст, место жительства).
Активность и вовлеченность подписчиков
Активность подписчиков оценивается по количеству лайков, репостов, комментариев. При этом данный показатель следует оценивать, сравнивая его с активностью пользователей в других аналогичных сообществах. Сходная активность свидетельствует о средней интенсивности развития группы, более высокая — об интенсивном развитии. При этом не следует пытаться уровнять активность в тематических пабликах с показателями развлекательных сообществ. Также нет смысла отслеживать средние показатели активности пользователей, так как один пост может набрать огромное количество лайков, другие — ни одного. Средний показатель при этом будет достаточно высок. Оценка должна проводиться индивидуально, с последующим формированием общей картины.
Особое значение при оценке активности пользователей имеет их вовлеченность. Как правило, в сообществах присутствует ядро из активных подписчиков, обеспечивающих общение и обратную связь. Это ядро может составлять всего 1%-2% от общего числа участников группы. Остальная масса людей не проявляет активности, присутствуя в сообществе исключительно в качестве читателей. Необходимо стремиться увеличивать количество активных пользователей. Делать это можно с помощью опросов, конкурсов, провокационных постов и т.д.
Охват и стоимость привлечения
Оценку охвата следует производить по средним показателям. Данный параметр может существенно повышаться в период проведения конкурсов и пиар-акций, однако результаты, полученные в этот период, не будут являться достоверными. Особое значение необходимо уделить виральному охвату, так как количество новых подписчиков во многом зависит именно от него. Виральный охват показывает, сколько человек, не являющихся подписчиками сообщества, просмотрело его записи. Поводом для беспокойства должны стать высокие показатели вирального охвата при малом количестве новых подписчиков. Подобная ситуация является признаком того, что сообщество не представляет интереса для людей.
Еще одним показателем успешного развития сообщества является постоянно снижающаяся стоимость привлечения одного участника. Интересные и полезные группы требуют финансовых вложений только на начальном этапе своего развития. В дальнейшем количество участников в них растет за счет распространения информации о группе самими подписчиками. Стабильная или увеличивающаяся стоимость привлечения свидетельствует об ошибках в контент-стратегии.
Конкурсы
Говоря об оценке эффективности развития сообщества, нельзя не упомянуть о периодах проведения конкурсов. Как правило, в это время количество подписчиков в группе значительно увеличивается. Диагностическим признаком является их поведение после оглашения результатов. Окончание конкурса в плохо подготовленной и неинтересной группе характеризуется резким оттоком подписчиков. Все, кто подписался ради участия или отслеживания хода игры, покидают сообщество. В хорошо подготовленных пабликах подобного явления не отмечается. Новые подписчики остаются в сообществе.