Не все идут в интернет, чтобы создавать активы в виде сайта, аккаунта в социальных сетях или канала на «Дзен», на которых можно стабильно зарабатывать. Согласно последним исследованиям, примерно 30% новичков интернет-рынка видят своей целью раскрутку некоего ресурса с целью его последующей продажи.

И примерно 70% из таких деятелей терпят крах с первой сделки. А все потому, что продавать веб-активы они не умеют. Как это делать правильно? Эксперты дали несколько советов.

Оценка актива

Одна из самых сложных задач – грамотная оценка конкретного актива. С одной стороны, практически у каждого ресурса, который сегодня в Рунете покупается и продается, есть что-то вроде собственного рынка – биржи, сервиса или аукциона, где встречаются обе стороны сделки. С другой стороны, цены на этих рынках далеко не всегда оправданы и всегда разбегаются от нескольких рублей до нескольких миллионов. Где в этой линейке искать себя, непонятно.

Чтобы решить дилемму, не имея большого опыта и знаний, можно действовать по одному из двух сценариев:

  • Посмотреть перечень совершенных транзакций все на тех же биржах/аукционах. Многие из них уже создали нужные разделы, чтобы пользователи видели, по какой цене реально покупаются активы чаще всего.
  • Исходить из собственных целей и ожиданий. Если тот же канал на «Дзен» уже приносит прибыль, ее среднемесячный показатель надо умножить на количество месяцев, которые ушли на раскрутку – доводку до монетизации. Так вы получите себестоимость. Наценка, которую вы добавите к этой сумме, зависит от конкретных ожиданий. Кто-то работает «в ноль», вкладывая свои силы и время, и просто увеличивает сумму на комиссии в 10–15%. А кто-то полученное произведение умножает на 3, чтобы выйти в плюс и иметь деньги на следующую раскрутку.

Где искать покупателя

Вариантов много: социальные сети, все те же биржи, сообщение о продаже можно написать в самом продаваемом блоге или на сайте. При этом важно понимать, что откликнутся на это объявление, особенно если разместить его везде, где можно, не только реальные покупатели, но и мошенники. Их несложно отличить:

  • по предлагаемым суммам (явно завышенным);
  • «крохотным» дополнительным условиям (например, готовность купить сайт двухмесячного возраста за 100 тыс. рублей при условии, что хозяин буквально на 5 минут даст специалисту заглянуть в админку);
  • отсутствующим данным о покупателе (сомнительный ник, нет фотографии, не заполнены никакие сведения в соцсетях).

Как оформить сделку

Увы, полностью безопасного метода, который позволит на 100% гарантировать получение оплаты, нет. Есть условно безопасные – предоплата, расчет через различные фрилансерские биржи, договор купли-продажи или сервисы гарантирования.

Аванс

Суть предоплаты понятна: покупатель переводит деньги с условием отложенного подтверждения в полном или неполном объеме, а продавец, увидев средства на счету, отдает права на актив. Этого метода боятся обе стороны, но как ни странно, он реже всего используется мошенниками.

Гаранты

Сервисы гарантирования сделки – довольно новые посредники в интернете, потому доверия к ним пока у большинства нет. Известно, что сделки они проводят с переменным успехом, процент мошенничества небольшой, но есть (на уровне 3–12% в зависимости от ресурса).

Биржа

Биржи работают так:

  • покупатель размещает некую задачу для продавца (выполнение которой – передача реквизитов для входа в админку), оценив ее в сумму, за которую покупает актив;
  • продавец принимает задачу (средства, заблокированные на счету, по сути, передаются по аналогии с использованием банковской ячейки, – продавец видит, что они есть, но получает их только после подтверждения покупателем);
  • покупатель подтверждает исполнение заказа, деньги становятся доступными к выводу для продавца.

Если покупатель решит схитрить, должен сработать внутренний арбитраж биржи. Но практика показывает, что он чаще принимает сторону заказчика, потому полной уверенности здесь нет.

Договор

Наконец, сделка по старинке через договор купли-продажи. Он хорош тем, что имеет юридическую силу. Даже при условии, что вся процедура проводится онлайн. Для обеспечения законности договора в нем нужно только прописать факт удаленной продажи (добавить пункт, в котором стороны подтверждают, что признают обмен подписанных сканированных копий).

Но здесь есть нюансы, касающиеся прав владельца интернет-ресурса. Если сайт или блог может быть его собственностью (которую, кстати, в случае спора надо как-то подтвердить), то аккаунт в социальной сети или канал на издательской площадке (Яндекс.Дзен, LiveJournal) собственностью быть не могут и сайтом не являются. Это нужно прописать в договоре.

Плюс, надо проследить, чтобы все использованные в документе реквизиты совпадали с теми, через которые проводилось обсуждение. Проще говоря, вести переговоры надо по почте, которая будет указываться в договоре. Если была видеосвязь или деловая переписка в мессенджерах, адреса этих мессенджеров тоже нужно прописать в документе.

И собирать в архив все записи телефонных разговоров, переговоров, переписки в email тоже обязательно. В случае конфликта все это может использоваться в суде.

Порядок действий

Собственно, подписание договора бесконтактным способом проводится в три шага:

  • одна из сторон (чаще продавец) находит шаблон, заполняет его, распечатывает и подписывает;
  • покупатель получает отсканированную версию соглашения с визой продавца, тоже распечатывает ее и ставит подпись;
  • договор с 2 визами сканируется повторно и отправляется продавцу.

После этого сделка считается заключенной, но не совершенной. Сроки перевода средств и суммы (если покупатель платит частями), к слову, тоже надо задокументировать. На основании договора совершать расчет уже можно как через онлайн-гарантов, так и по алгоритму фриланс-биржи (на всякий случай).

Перед совершением каких-либо действий продавцу точно нелишне будет поискать своего визави в черных списках таких же предпринимателей, как и он сам. Отсутствие имени (логина) в таких перечнях немного снизит вероятность обмана.