Вы помните игрушку под названием «тамагочи»? Брелок с дисплеем, внутри которого живет 8-битное существо, вызвал во второй половине 1990-х настоящую пандемию.

Сотни тысяч подростков обзавелись собственным электронным питомцем, за которым надо было ежечасно ухаживать: кормить, делать уборку, укладывать спать. В России тамагочи тоже продавались, made in China, хоть и выдумка была из Японии. Тамагочи – это символ эрзац-индустрии. Под термином «эрзац-индустрия» я подразумеваю продукты, которые заменяют человеку реальность. И таких продуктов гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Чтобы понять, почему люди покупают эрзац-продукты, заглянем в брендинг и психологию.

Любой бренд предлагает покупателю четыре ключевых преимущества: функциональное, социальное, психологическое и эмоциональное. Например, человек покупает себе мерседес. Функционал – это транспортное средство. Социалка – владелец мерседеса демонстрирует окружающим свой статус. Психология – у покупателя в голове есть некий образ самого себя, и мерседес отлично этот образ дополняет. Эмоции – тут их целый набор. И удовольствие от комфортной езды.

И чувство безопасности. И гордость за хорошую машину. Если человек в состоянии купить себе мерседес, то он покупает не только машину, но и все четыре преимущества. Хорошо, если есть деньги на покупку. А если их нет, но очень хочется? Тогда возникает внутренний конфликт, который человек хочет разрешить. Здесь всего два выхода: или найти работу с той зарплатой, которая позволит купить мерседес, или же внести коррективы в свои мечты. А если человек не может найти внутренний компромисс, то у него возникает потребность в замещении. Причем в роли объекта замещения могут выступать не только деньги, но и отношения с людьми, стиль жизни и многое другое. Вот здесь-то и появляется продавец эрзац-продуктов, которые могут заместить недостающее.

Телесериалы

Что замещает: эмоции от реальной жизни (любопытство, любовь, ненависть, грусть), а также общение с людьми.

Статистика: телесериалы смотрят в мире 2 млрд. людей, или треть населения земли.

Любопытный факт: В США пришлось перенести выступление Барака Обамы на неопределенный срок, так как 2 февраля 2010 года стартует первая серия заключительного сезона сериала «Остаться в живых».

Выступление американского президента первоначально было запланировано на эту же дату.

Копии швейцарских часов

Что замещает: высокий социальный статус (швейцарские часы – символ положения в обществе, а копия позволяет человеку заявить о себе другим, при этом нет переплаты за оригинал).

Статистика: Копия швейцарских часов, как правило, стоит в два раза дешевле оригинала.

Любопытный факт: Вы никогда не догадаетесь, какие часы на руке у вашего собеседника: оригинал из Швейцарии или копия из московской мастерской. Если только вы не часовых дел мастер.

Марки-имитаторы

Что замещает: преимущества от известных брендов (правда, зачастую это вызывают улыбку у тех, кто может отличить бренд от подделки по визуальному признаку).

Статистика: Более 80% новых торговых марок прекращают существование уже в первый год, поэтому некоторые «производители» предпочитают сымитировать известную торговую марку, заменив одну букву.

Любопытный факт: Марка-имитатор Abibas стала популярным интернет-мемом, посвященным гопникам, и стала тиражироваться в многочисленных фотоколлажах и видео на YouTube.

Компьютерные игры

Что замещает: действия в реальной жизни (игрок может летать, бегать, стрелять и делать многое другое, чем он обычно не может заняться в реальной жизни), социальный статус (проблемы в реальном социуме компенсируются рейтингом в многопользовательских онлайн-играх), полноценный психологический образ (игрок идентифицирует себя с игровым персонажем, который обладает сверхъестественными способностями), эмоции от реальной жизни (игры вызывают большое количество разных эмоций).

Статистика: Годовой оборот индустрии компьютерных игр превышает 30 млрд. долларов.

Любопытный факт: Обычно считается, что в компьютерные игры играют подростки мужского пола. Университет Южной Калифорнии доказал обратное, проанализировав 7 тысяч подписчиков многопользовательской ролевой онлайн-игры Everquest II.

Средний возраст игроков составил 31 год. Женщины тратят на игру 57 часов в неделю, а мужчины – 51 час. Женщины также чаще подключаются к игре – 29 подключений у женщин в неделю против 25 у мужчин.

Товары для быстрого скрытия недостатков фигуры

Что замещает: телесные достоинства и полноценный психологический образ (у человека есть образ идеальной фигуры, он хочет соответствовать ему, но для достижения цели использует легкий способ, как правило, имитацию). Сюда относятся специальные накладки на тело, которые при загаре создают имитацию рельефа мускулатуры. Также список могут продолжить анаболические стероиды, специальные корсеты и многое другое. Наиболее скандальным и обсуждаемым товаром являются средства для увеличения мужского ммм… достоинства.

Статистика: Данные об оборотах этого эрзац-рынка отсутствуют. Но если учесть, сколько ссылок выдает Google при запросах «анаболики» или «увеличение …», то, думается, что обороты на этом рынке немаленькие.

Любопытный факт: «Дорогой, неужели я действительно толстая?». По мнению американских психологов, этот вопрос входит в четверку вопросов, которые не хочет слышать мужчина из уст любимой женщины. Счастье за пару минутВышеприведенные примеры отражают лишь небольшую толику рынка эрзац-индустрии. Не все эрзац-продукты являются вредными.

Если вы в детстве мечтали стать космонавтом, но не стали, и при этом с удовольствием покупаете и смотрите документальные фильмы про космос, то это абсолютно нормально. Проблема возникает, когда человек хочет любить другого человека, но вместо этого покупает тамагочи. Или вместо абонемента в спортзал покупает накладку для имитации рельефа мускулатуры. А если у человека появляется зависимость от компьютерной игры, которая начинает заменять реальность, то это уже реально опасно.

На самом деле стать счастливым можно за пару минут. Вы это и сами знаете. Увидеть улыбку на лице любимого человека. Почувствовать порыв свежего весеннего ветра. Доделать, наконец, работу и с удовольствием взглянуть на результат. И хорошо, если у вас есть продукты, которые помогают вам в этом. Вы дарите цветы и получаете улыбку в ответ. Садитесь в машину, едете за город и любуетесь весенней природой. Увеличиваете скорость работы при помощи нового программного продукта.

Но иногда человек делает по-другому. Ему улыбается виртуальная подруга из компьютерной игры. А ежедневный просмотр сериала организовывает время человека, при этом телевизор выступает в роли эдакого начальника. Эрзац-продукты будут всегда, пока у людей будет такая потребность. И эта потребность будет сохраняться, пока люди будут стремиться к чему-то большему. Люди хотят быть счастливыми, но при этом идти по пути меньшего сопротивления. Вот на этой психологической особенности человека, а также на социальном неравенстве в обществе и строится вся эрзац-индустрия.