Покупка старого домена для начала собственного бизнеса может быть весьма удачным решением. Во-первых, новоявленный владелец сразу получает какую-то аудиторию – есть первоначальная база и небольшой заработок.
Во-вторых, для поисковиков такой ресурс котируется, как достойный доверия (если он его достоин, конечно, а не находится под фильтрами). В-третьих, ничего не нужно разрабатывать с нуля – есть рабочий проект, можно стартовать.
Есть и минусы
Одна только сложность: хороший домен и трафиком и аудиторией, наработанной историей и наполнением обойдется недешево. Такие ресурсы на биржах стоят от 300 тыс. рублей минимум и в среднем 0,5–0,6 млн.
И пугает не сама сумма – потребительские кредиты сегодня доросли до того уровня, чтобы практически любой человек с зарплатой от 40 тыс. рублей в месяц мог себе позволить такой бизнес. Проблема в другом: за приличные деньги есть риск получить сайт-помойку или однодневку, скроенную на быструю руку для продажи.
Понятно, что участие биржи, которая собирает комиссии с каждой покупки старых доменов, этот риск снижает. И все же практика показывает, что мошенники есть везде. И чем крупнее аукцион доменов, тем подобной публики на нем больше. А чтобы не попасться на их обман, нужно знать, как они обманывают. Так, разбираем самые распространенные схемы, связанные:
- с накруткой трафика;
- накруткой дохода;
- санкциями на доменах;
- иллюзией наполненности ресурса.
Как увидеть, что трафик накручен
Накрутка трафика – самая распространенная схема обмана. Понятно, что его искусственно не растят годами, а покупают в массовом порядке накануне продажи. Причем самые продвинутые мошенники благоразумно растягивают процесс наращивания «посетителей» во времени. Именно поэтому сайт всегда надо проверять как минимум за предыдущий год.
Как проверить посещаемость:
- запросить доступ к веб-аналитике;
- проанализировать динамику прироста или снижения трафика за предыдущие 12 месяцев;
- если есть необоснованные взлеты, вероятность накрутки очень велика, это тот случай, когда сомнение = отказу от покупки.
Искусственное увеличение дохода
Каждый покупатель хочет получить домен, который уже приносит большие деньги. Загвоздка только в том, что продавать такую «курицу, несущую золотые яйца» никто не станет. Потому охотиться за миллионными проектами по 10 тыс. за штуку не имеет смысла.
А вот проверять фактическую доходность, которая участвует в расчете окупаемости инвестиции в старый домен, надо. Для этого продавец должен предоставить потенциальному покупателю доступ к информации:
- в статусе ассистента партнера, если сайт монетизировался в РСЯ;
- в кабинет издателя, если средства поступали из AdSense.
Доходность проекта тоже нужно проверять за весь предыдущий год (не календарный, берем 12 месяцев, начиная с прошлого относительно месяца возможной покупки). Проверку можно автоматизировать с помощью платных или бесплатных сервисов, но ручной контроль все равно необходим. Искать надо резкое увеличение дохода без понятных причин.
Для дополнительной подстраховки можно попросить у продавца скриншоты всех кабинетов в сервисах, где настраиваются рекламные кампании (от которых и поступают средства). Плюс, статистика за 1–3 случайных дня (их выбирает продавец) к каждому скриншоту. Последний, кстати, должен быть в масштабе 1 к 1 (чтобы было видно, что человек действительно зашел в кабинет и сделал его снимок). Статистику нужно брать с большими промежутками (первый день где-нибудь месяцев 8 назад, второй – за 2–3 месяца от сегодня, а третий – вчерашний).
Фильтры
Аукционы прикладывают массу усилий, чтобы исключить из своих лотов сайты под действующими санкциями. И результат заметен: подобных проектов «проскакивает» на рынке предложений все меньше. Но они еще есть. А значит, проверять этот момент надо обязательно. Как? Для начала можно использовать всевозможные контроллеры без доступов в личные кабинеты. На втором этапе – попроситься «в гости»:
- в Яндекс.Вебмастер (идем в диагностику сайта);
- консоль Google Search (проблемы безопасности и меры, принятые вручную).
Сайт на коленке за 10 минут
В последнее время на популярных аукционах появилось очень много «старых» доменов, которые были созданы 5–6 месяцев назад. Они могут быть и 2–3-летними, но сделанными и наполненными буквально за день специально для продажи. Распознать такие проекты довольно легко:
- с большой долей вероятности у них будет накручен трафик в последние полгода;
- страниц мало – до 10;
- контента – минимум (короткие статьи, до 20 штук).
Поскольку домен, «промаринованный» какое-то время без движения, никаких привилегий в виде доходов, живых посетителей или преференций поисковиков не дает, тратить на него деньги попросту бессмысленно. За ту же сумму можно заказать новый ресурс и аналогичное количество статей для него. Только создан новый сайт будет так, как нужно вам.