Предпринимателям и компаниям, которые относятся к пострадавшим от коронавируса, утвердили новую выплату. На этот раз – на меры противодействия распространению заболеваний сотрудников. Разрешив бизнесу (частично) вернуться к обычным условиям работы, законодатели посчитали необходимым еще и проспонсировать его закупки по статьям, связанным с профилактикой Covid-19.

«Спонсорская помощь» оформлена как материальная поддержка. Полагается она только тем, кто занесен в реестр наиболее пострадавших, согласно данным Приложения №3 постановления № 976 от 2 июля этого года. Документ совсем недавно утвержден, а у бизнеса уже возникла масса вопросов по условиям его работы. Специалисты разъяснили основные моменты, чтобы все, кому полагается финансовая «подпитка» не упустили возможности ее получить.

Сроки и суммы

Так, для начала материальная помощь предоставляется на закупку:

  • масок, антисептиков, перчаток для персонала;
  • аппаратов для бесконтактной проверки температуры;
  • техники и средств для создания безопасной дистанции между сотрудниками.

Решение о выплате принимается налоговой службой при наличии заявления от ИП или юридического лица, оформленного по всем правилам. Согласно регламенту, три дня налоговикам отводится на расчет субсидий и подготовку документов по их переводу. Еще три дня – на сам перевод.

После чего Казначейство рапортует, что субсидия зарегистрирована и переведена (на это уходит до двух дней). В течение тех же двух рабочих дней ФНС информирует налогоплательщика о перечислении.

Понятное дело, этапы «накладываются» друг на друга. Поскольку весь процесс, согласно регламенту, должен занимать не более шести рабочих дней с момента приема заявки.

Надо ли отчитываться в целевом использовании средств?

Официальной формы отчета по результатам закупок на предоставленные деньги подавать не нужно. Правительство решило положиться на бизнес и не предусмотрело в постановлении никаких способов контроля целевого использования.

Правда, как показывает опыт, это вовсе не означает, что расходоваться деньги могут и не по назначению. С окончанием (или вернее, послаблением) карантинного режима подошел к концу и мораторий на проверки со стороны налоговиков. И в бизнес-среде давно говорят, что ФНС в скором времени начнет серьезный рейд по всем без исключения.

Если ее проверяющие обнаружат, что деньги предприятию выделялись, а элементарные средства безопасности для сотрудников так и не закуплены (маски, перчатки, антисептики), у контролеров могут возникнуть вопросы. В таком случае можно получить предупреждение сразу по 2 статьям: за несоблюдение мер профилактики и неправомерное использование государственных субсидий.

Сколько дают?

Точной суммы нет. Она рассчитывается индивидуально и зависит от численности персонала. Весь объем матпомощи делится на две части.

  1. Первая – фиксированная, общая для всех. Составляет 15 тыс. руб. на срочные первоначальные расходы (антисептики и маски). Эта часть субсидий полагается не только юрлицам и предпринимателям со штатом, но и тем, кто работает без привлечения наемного труда. Для перепланировки офисов, например, чтобы обеспечить клиентам безопасное расстояние в очереди.
  2. Вторая часть – динамическая. Рассчитывается от количества работников, числящихся в штате на 1 мая 2020 года. На одного сотрудника предполагается выделить 6,5 тыс. руб.

Как определяют численность персонала

По умолчанию подавать документы о списочной численности персонала не нужно. Налоговая служба сама ее уточнит в последнем отчете по форме СЗВ-М. Исключение составляют предприниматели, которые увольняли или добирали работников после сдачи отчетности.

Им нужно уведомить налоговиков об изменении количества наемных сотрудников. В противном случае (если данные из отчета не соответствуют действительности), субсидию не выплатят. Или выплатят, но потребуют вернуть.

Заявление на получение денег

Чтобы получить обещанные деньги, компании и ИП могут сделать одно из трех:

  • подать онлайн-заявку на сайте ФНС через личный кабинет;
  • направить запрос на матпомощь обычной почтой;
  • лично занести пакет документов в налоговую (если в службе, к которой относится налогоплательщик, открыт прием).

Принимаются заявления уже с 15 июля и будет приниматься еще ровно месяц. Последний день для подачи заявления – 15 августа 2020 года. По всем заявкам начиная с 16-го числа будут отказывать.

Сам запрос на выплату – бланковый. Шаблон есть в приложении к постановлению № 976. Документ простой: надо указать только правильное название, КПП или идентификационный номер и реквизиты для банковского перевода. Подписать заявку в обязательном порядке должен уполномоченный сотрудник – сам руководитель, главбух или доверенное лицо, которое имеет право гарантировать своевременную сдачу отчета СЗВ-М.

Кто сможет претендовать на финансовую помощь от государства

Согласно расчетам членов рабочей группы, которая готовила проект постановления, претендовать на субсидии смогут примерно 0,5 тыс. представителей малого и среднего бизнеса (с суммарным штатом почти 2 млн человек). Коды деятельности претендентов, которые должны значиться, как основные, связаны:

  • с развлечениями, отдыхом;
  • организацией спортивных мероприятий;
  • гостиничным делом;
  • продажей продуктов питания;
  • ремонтом техники и мебели;
  • услугами парикмахера, косметолога, стилиста, визажиста;
  • химчисткой изделий;
  • образовательными услугами (частные школы и детские сады сюда тоже входят наравне с центрами онлайн-курсов).

Условия получения разовой выплаты

Право на субсидию дает присутствие в соответствующем реестре (МСП, НКО, перечень квалифицированных гостиниц) по состоянию на 10.06.2020, статус действующего предприятия и отсутствие задолженности по налогам в сумме свыше 3 тыс. руб. на начало июня. Отчет СЗВ-М должен быть сдан в срок. Задержка может стать причиной отказа.

Среди прочих причин для отказа:

  • недостоверные данные;
  • неполная информация или не та подпись в заявке;
  • подача заявления не в ту налоговую службу;
  • ошибки в заявлении.

Если ФНС принимает решение отказать, заявитель об этом узнает в течение 3 дней с момента подачи документов.