«Падает трафик, уже что только ни делал». С этой или похожей фразы начинаются десятки тысяч душещипательных историй начинающих веб-мастеров. Причем под «что только ни делал» обычно понимают от 5 до 10 действий, не имеющих ничего общего с аналитикой. Кто-то докупает ссылки, кто-то меняет метатеги, кто-то устраивает акции и распродажи в надежде на то, что оставшаяся аудитория «подтянет» новых посетителей. Итак, быстрый анализ сайта.

Без аналитики трафик не вернуть

Результаты во многих случаях оставляют желать лучшего. Почему? Потому что при падении количества посетителей первым делом надо выяснить его причину, а не «метаться» по посадочным страницам в попытках ее угадать и (не зная наверняка) исправить.

Как искать причину? Для начала надо сузить круг поиска – анализировать маленький ресурс полностью еще можно, а вот «прошерстить» тысячу страниц развитого блога уже сложнее. Тем более что в нынешних условиях острой конкуренции почти по всем тематикам времени на исправление ситуации у веб-мастера не так уж много. Действовать надо быстро, пока ситуации не достигла критической точки, за которой восстановление посещаемости будет стоить тысячи рублей.

Как сузить круг поиска проблемы? Сегментировать аудиторию. Сразу оговоримся, речь только о поисковом привлечении посетителей, который сегодня является для многих сайтов основным. Впрочем, алгоритм можно использовать и для любых других его видов.

Быстрый анализ или 5 вопросов для сегментации целевой аудитории сайта

Самый простой подход к сегментированию читательской аудитории – через 5 вопросов.

  1. Кто приходит? Это могут быть боты конкурентов или живые люди. Последние делятся на подклассы (студенты, молодые родители, пенсионеры или квартиросъемщики и владельцы жилья, например). Если вырос трафик ботов, а на его фоне снизилась конверсия, значит, что-то эти роботы делают нехорошее (накручивают поведенческие факторы). По велению третьих лиц, конечно.
  2. Where from. Откуда идут читатели? В идеале 80% минимум попадают на сайт из органической выдачи. В реальности это доля контекстной рекламы. В последнее время очень хорошо работают ссылки с картинок или изображений. Надо понять, какой источник дал сбой (возможно, просто ссылка с картинки не работает).
  3. Where. Куда идет читатель? На главную страницу, в карточку товара или блог? Если резко упало количество посещений главной, то мониторить все разделы не нужно – времени на исправление уйдет на порядок меньше.
  4. How. Как аудитория попадает на сайт? Через Google Chrome, Opera, FireFox? Или другой рейтинг – с мобильных телефонов и планшетов или компьютеров? Если упал мобильный трафик, возможно, причина в качестве адаптированного интерфейса. То же с браузерами: может, сайт не везде корректно отображается и нормально грузится. Надо проверить, как он выглядит в каждой программной оболочке.
  5. What for. Зачем аудитория обычно приходит на сайт? Кто-то хочет посчитать в карточке товара стоимость доставки, хотя решение о покупке пока не принял. Кто-то ищет полезные советы или внятные описания. Кто-то хочет купить по акции утюг. Нужно провести быстрый анализ запросов клиентов, чья численность снизилась (они коммерческие, брендовые, информационные, высокочастотные или низкочастотные), чтобы предположить причину снижения.

Напоследок: продвигаясь по ВЧ и ориентируясь на wordstat, помните

Отдельно стоит отметить «проблемность» высокочастотных запросов. Сегодня продвигаться по ним очень сложно, но многие все равно это делают. И опираются обычно на данные wordstat от Яндекса. Нельзя сказать, что это ошибка. Но действуя таким способом, стоит помнить: ВЧ – это 1–2 слова, которые для разных людей могут означать совсем разные вещи.

Пример: интернет деньги. Кто-то с этим запросом ищет онлайн-кредит, кто-то заработок в Сети, кто-то лотереи и казино. Выбиваясь по запросу в топ поисковиков, сайт получит массу не целевого трафика, который не перерастет в конверсию. Хотя все метрики у него очень даже в норме (что и понятно, по такой конкурентной теме выбиться в лидеры могут только «гуру»).