Рыночные отношения и конкурентная борьба заставляют компании задумываться о создании пользовательских сервисов. Чтобы выжить в постоянно бушующем информационном океане Сети, сайты, идя по пути упрощения взаимодействия с пользователем, обзаводятся дружественным к пользователю интерфейсом. Простота использования и дизайн играет в представлении информации важную роль, ведь если человек долго не может получить то, что хочет, он начинает выбирать из более доступных альтернатив. Все мы знаем, как важно иметь по-настоящему удобные вещи, особенно если пользуемся ими каждый день. Однако представление удобства у создателей сайта и их посетителей довольно часто разнятся. Почему так происходит? Давайте разбираться.

Разница в представлении о свойствах

Это первое что приходит на ум. Существует два наиболее распространённых подхода к дизайну – дизайн как самовыражение и дизайн как результат проектирования. Первый уместен только тогда, когда необходимо обратить внимание, а второй желательно использовать при создании вещей, которыми будут пользоваться в дальнейшем. Совсем не обязательно чётко следовать устоявшимся правилам и методам вплоть до последней запятой, однако уметь работать не по шаблону, выходя за рамки представлений, в полной уверенности, что это улучшит ваш сайт, можно только понимая, как работает технология в целом.
Поэтому, прежде чем начать работать над своим проектом, помимо необходимых основ, поищите информацию о популярных и хороших, по мнению уже работающих в этой области специалистов методик и технологий. Не стоит следовать советам только одного из них, составляйте общую картину на основе нескольких авторитетных на ваш взгляд источников информации. Часто используемые приемы в программировании когда-то привели к созданию структур данных, библиотек, а, затем, фреймворков, которыми так охотно пользуются некоторые из нас. При анализе потребностей пользователя часто помогает рассмотрение проекта со стороны пользователя. Посетите похожие на ваш сайт ресурсы и сделайте сравнительный анализ. Задайте себе вопрос, что бы вы улучшили на посещаемой странице и применяйте полученный опыт при проектировании и улучшении своего проекта.

Перегруженность функционала

Предлагать пользователю широкий выбор – это хорошо. Доступность множества инструментов это тоже хорошо. Однако подобное часто заставляет посетителя закрыть страницу с кучей кнопок, вкладок, чекбоксов и полей для ввода, где сам создатель не сразу найдёт то, что ему нужно. Каждая вещь здесь оттягивает на себя внимание, а в итоге растерянный человек забывает, зачем зашёл и закрывает сайт, удаляя его из закладок. Перегруженность интерфейса часто заставляла разработчиков вводить возможность использования «старой доброй» версии сайта, для популярных программ-долгожителей организуются сообщества пользователей старых версий. Иногда это не просто капризы консерваторов и ностальгия, а действительная потребность, удовлетворяя которую люди экономят время и берегут нервы. Уделите внимание организации пунктов меню и спецификации разделов, не нужно сразу обрушивать на пользователя все возможные полезности вашего сайта в стремлении поразить имеющимися фишками. Если они действительно будут необходимы, на них рано или поздно всё равно обратят внимание.

Красота, которая постоянно требует жертв

Мы все любим большие яркие картинки высокого разрешения и часто ставим подобное на фон рабочего стола. Красивые всплывающие подсказки, анимированные пункты меню, приятные глазу иконки. У всех нас есть какой-никакой доступ в Интернет. Иногда хороший и быстрый, а иногда нет. Здесь то и кроется подвох. Вы заходили на сайты известных производителей смартфонов, в то время когда они презентуют миру свою новинку? Сколько грузится главная страничка вашего почтового ящика, основная цель которой – отображать списки писем и папок с группами? К сожалению, даже крупные компании не берут во внимание потребности пользователей с плохим интернет-каналом во внимание, следуя девизу «быстрее, выше, сильнее». Презентация товара из 10-15 предложений красивым шрифтом на красивом фоне с красивыми слайдами съедает десяток-второй мегабайт трафика, неся при этом минимум информации, а ведь раньше такой объем могла занимать целая операционная система. В хороших учебниках по созданию сайта отдельно упоминают, почему не следует перебарщивать с красивостями, превращая симпатичный сайт в громоздкого неповоротливого монстра. Используйте экономные форматы медиа-контента, проводите исследование скорости отклика пунктов меню, смотрите в сторону более минималистичных движков для вашего сайта. Следовать в ногу со временем – это важно, но не настолько, чтобы менять хорошее на улучшенное в ущерб производительности.

Позиционирование, или гора идёт к Магомеду

Скромность украшает. Молодых девушек перед свадьбой. Вашему проекту же необходимо продвижение, если вы действительно хотите его сделать популярным. Как говорилось выше, сайт будет украшать скорее лаконичность и простота, но удобный и красивый дизайн не может быть залогом популярности сам по себе. Хотя в большей мере такие свойства поспособствуют росту популярности, они мало что дают на старте. Вы можете использовать простые приемы вроде сарафанного радио, поделившись ссылкой на ваш сайт с друзьями и знакомыми под предлогом оценки проделанной работы. Иногда такой ход бывает крайне эффективным. Можно использовать услуги сторонних организаций в надежде, что ваши затраты когда-нибудь окупятся. Здесь цель оправдывает средства, если материальные и временные затраты пропорциональны предполагаемому «выхлопу» от сайта. Помимо сбора информации о средствах продвижения вам необходимо определиться с аудиторией. Кого заинтересует ваш проект? Что это за люди? Подробное таргетирование поможет сэкономить немало ресурсов при раскрутке и позволит точнее задавать направление развития. Пути развития можно определять и принимая решения на основе т.н. обратной связи – проводить опросы и анкетирование, вы ведь замечали маленькие свитч-боксы по углам сайтов на некоторых информационных ресурсах? Можно просить присылать замечания и пожелания на электронную почту, можно устраивать мини-конкурс с лучшим предложением по улучшению, тут всё зависит от масштаба проекта. Связь пользователя с администрацией важна. Люди должны знать, что их мнение небезразлично вам. Это однозначно повышает доверие и улучшает репутацию, способствуя дополнительному росту аудитории.