Малый бизнес в сложные времена остро нуждается в поддержке. Одной из мер такой поддержки со стороны государства стало ослабление надзорно-регуляторного контроля за ИП в части сдачи отчетности и уплаты налогов. Но без вездесущей бюрократии не обошлось даже здесь. Решение о «налоговых каникулах» для малого бизнеса принято, а как с ним работать самому малому бизнесу остается не совсем понятным.

Точнее, тем, кто разобрался, как раз все понятно. Хотя лишний раз пройтись по всем пунктам никому не помешает. Как минимум изучение «налогово-карантинного» вопроса поможет не нарушить требования ФНС. Как максимум избавит от проверки, когда рынок вернется в офлайн (и проверки снова разрешат проводить).

Что утвердили

Так, суть основных изменений можно кратко изложить в 3 пунктах.

  1. Все декларации, которые ИП должны были сдать в марте – мае, можно готовить до июня – августа (с отсрочкой 3 месяца).
  2. Есть 2 исключения – НДС для тех, кто его платит, и страховые взносы. Документы по ним надо подготовить и сдать до середины мая.
  3. Счета-фактуры, которые по правилам должны сдаваться налоговикам, тоже надо сдать до 15 мая (журнал учета).

Ограничения и требования

Таково первоначальное решение правительства. Но у него есть нюансы. Во-первых, трехмесячные каникулы – это привилегия не для всех. Как объясняется в письме Минфина № 07–04–07/27289, все компании и предприниматели, которые работают в стандартном режиме, должны подчиняться нормам, прописанным не в налоговом кодексе, а в законе о бухучете. А его никто не менял. То есть большинству положено по закону сдать документы вовремя – сразу после майских праздников.

Второй момент касается направлений в бизнесе, которые не пострадали от коронавируса или мер, принимаемых для его нераспространения. Речь о продуктовых магазинах, работающих в так называемые нерабочие дни, а также аптеках и других подобных заведениях. Им, согласно указу президента № 239, послабления не положены. То же закреплено в письме № СД–4–3/5547 от 1 апреля 2020 года.

Важные нюансы

Тем, кто может воспользоваться «каникулами», нужно правильно подать заявление в налоговую, чтобы запустить отсчет времени. При этом 3 месяца нужно считать не с момента принятия решения налоговиками, а с даты, на которую изначально был назначен срок сдачи деклараций и отчетов.

Что советуют профессиональные аудиторы, консультанты и бухгалтера

Хотя порядок оформления отсрочки довольно прост, а воспользоваться ей могут многие компании, специалисты бухгалтерской сферы советуют тщательно обдумать вопрос целесообразности использования «каникул». С одной стороны, можно, конечно, сэкономить время.

С другой, – сдавать документы все равно придется. А резкое снижение активности бизнеса – отличный повод, чтобы разобраться с внутренней бухгалтерией. Проще говоря, навести порядок в документах и заранее подготовить отчеты.

Что это даст:

  • минимальный риск проверки (данные, конечно, неточные, но уверенность в том, что ФНС будет проверять малые компании по завершении карантина, в деловых кругах крепнет);
  • готовность бизнеса к приезду «ревизора», если таковой решит все-таки навестить компанию в период восстановления;
  • понимание владельцем реальных финансовых обстоятельств на текущий момент.

Остановка или приостановка может стать отличным поводом, чтобы пересмотреть управленческие решения, вооружившись цифрами. И заодно научиться готовить отчеты для налоговой.