Странно, но в среде бизнесменов сложились откровенно полярные мнения о налоговиках. Одни уверены, что сама цель существования налоговой службы – найти повод доначислить предпринимателю или компании налоги, и все силы ФНС направляет только на это. На это же работают и вновь принимаемые законы, которые регламентируют отношения между контролерами и налогоплательщиками.

Другие уверены, что ФНС – это едва ли не страшилка нового времени. И штрафует или проверяет она лишь участников рынка, явно и постоянно нарушающих регламент работы. А если действовать честно, даже слегка обходя формальности бюрократии, то и вопросов у налоговиков не возникнет.

Оба мнения ошибочны. Во-первых, нет такой общей цели (или даже миссии?) у всех сотрудников налоговой инстанции – увеличить во что бы то ни стало размеры получаемых отчислений от всех зарегистрированных участников рынка.

Во-вторых, ФНС даже очень честным предпринимателям никогда не верит на слово. И если формальности не соблюдены, но компания искренне уверяет, что действовала честно и налоги тоже считала честно, ее могут наказать.

Истина, как водится, лежит где-то посредине между двумя мнениями. С одной стороны, у налоговиков есть достаточно инструментов для всесторонней проверки бизнеса, и она действительно работает на повышение суммы отчислений (только не любой ценой, а в плане выявления тех, кто пытается недоплатить). С другой стороны, недооценивать сотрудников налоговой службы все же нельзя. У них есть и мотив, и возможность наказать компанию, если та где-нибудь отступила от регламента.

Как сосуществовать с налоговиками  «в мире и согласии»? Для начала стоит избавиться от классических заблуждений. Чаще всего встречаются три из них.

  1. Не все поставки нужно подтверждать.
  2. В сети из нескольких юридических лиц легкая путаница – это нестрашно.
  3. Если налоговая собралась к вам с проверкой, к ней можно подготовиться, допечатав документы задним числом.

«Без бумажки…»

Эта проблема наиболее явно обнаружила себя в кризис, когда многие предприниматели, рассчитывая на лояльное отношение (понимание) со стороны налоговиков, не всегда озадачивались подтверждением поставок. В итоге на целые партии уже проданных товаров у них либо не оказалось документального подтверждения приемки, либо документы были, но оформлены они неправильно (например, наименование поставщика указано неверно).

Если накладных, договоров, актов приемки или иных подтверждений доставки товара нет, то и расходов на него для налоговой службы тоже нет. То есть налоговая база будет увеличена на стоимость таких товаров.

Или не будет, но тогда бизнесу придется постараться, чтобы доказать всего лишь недосмотр (а не попытку уклонения от налогов). Для этого нужно запустить процесс расследования и предоставить все, что может подтвердить факт закупки, правильность указанной суммы издержек и участие конкретного поставщика. В качестве доказательств налоговики могут принять (а могут и не принять):

  • переписку через официальные каналы;
  • видеозаписи поставки (если на машине, которая привезла товар, например, хорошо виден логотип компании-продавца);
  • записи телефонных разговоров;
  • свидетельские показания сотрудников-приемщиков и работников поставщика.

«Все смешалось в доме Облонских»

Другая ситуация: в сети торговых предприятий есть две компании, которые занимаются совершенно разными видами деятельности. И сотрудничают они, соответственно, с разными контрагентами. Но часть штата у них, например, работает на «оба фронта». Из-за банального недосмотра бухгалтера или кадровика, которые заняты делопроизводством в обоих предприятиях:

  • контрагент одного из предприятий получил договор, стороной в котором выступает второе предприятие (оно входит в сеть, но де-факто с этим контрагентом не работает);
  • новые сотрудники первого предприятия сети, принимаются в штат второго предприятия сети.

Из-за подобных ошибок налоговая служба очень быстро может прийти к выводу, что торговая сеть – это и не сеть вовсе, а преступное дробление бизнеса с целью сокращения объема отчислений. Каким будет результат такого решения, никто заранее не скажет.

В худшем случае ФНС может потребовать объединения субъектов в единую компанию. Если они до этого работали по упрощенной системе налогообложения, а их суммарная прибыль окажется более 150–200 млн рублей, то налоги им доначислят. А еще служба может потребовать объяснений или посчитать ошибки мошенничеством. И наказать обоих нарушителей.

«Предупрежден – значит, вооружен»

Еще одна частая ошибка – думать, что после предупреждения о скорой проверке налоговой службы документы еще можно привести в порядок. В 9 из 10 случаев «письмо счастья» от налогового инспектора само по себе означает: налоговые органы уже знают, что документы проверяемого не в порядке. И едут, чтобы получить тому наглядные подтверждения. Оформляя те же акты или бланковые договоры задним числом, бизнес рискует «попасться на горячем».

Если  информация о скором приезде контролеров уже есть, а компания действительно где-то допустила оплошности, эти оплошности стоит пытаться исправить, только будучи в уверенности на 100%, что налоговики о них не знают (это не прослеживаемая удаленно информация). Здесь эффективнее «оправдательная позиция». То есть можно сформулировать причины недоработки и показать, что в этом не было злого умысла.

 Проверки ФНС после кризиса

Есть еще один опасный миф, который гласит, что после самоизоляции, пока экономическая ситуация не стабилизировалась, налоговики «зверствовать» не будут, а будут смотреть на мелочи вроде отсутствующего акта приемки сквозь пальцы. Это не так, и первые поездки контролеров это подтвердили.

Де-факто вне группы риска сегодня остаются только самозанятые граждане. Малый бизнес, включая тот, что оказался в списках наиболее пострадавших от коронавируса, проверяется довольно жестко. И наказывается соответственно. Потому недооценивать качество делопроизводства не стоит.

Проверки уже возобновились, и они проводятся в жесткой привязке к регламенту: ничего сверхъестественного от предпринимателей не требуется, но соблюдение ключевых требований обязательно. Учитывая, насколько расширилась зона удаленного контроля налоговой службой деятельности компаний, последним следует уже сегодня провести самостоятельный аудит за последний квартал и начать работу над ошибками.