Пандемия коронавируса принесла немало проблем бизнесу, особенно малому. Но интернет-сферы, как и предполагалось, в большинстве случаев негатив не коснулся. Более того, интернет-магазины, которые торговали в нерабочие дни, в среднем прибавили от 100% трафика и больше. В особенности тенденция относится к маркетплейсам разного масштаба.

Аналитики считают, что новая реальность для онлайн-ретейла – это надолго. И первые результаты с момента начала послаблений карантинного режима данное мнение подтверждают. Что прогнозируют эксперты рынку интернет-торговли и как оценивают его по состоянию на конец июня 2020 года?

День сегодняшний

На конец первого летнего месяца общее количество россиян, которые активно пользуются сервисами для покупки товаров через интернет, оценивается в 60 млн человек. По сравнению с прошлыми периодами эта цифра выросла примерно на 13%:

  • по подсчетам Национальной ассоциации дистанционной торговли прирост в абсолютном выражении составил 7 млн человек;
  • другое аналитическое агентство, Data Insight говорит об увеличении аудитории интернет-покупателей на 10 млн;
  • в Ассоциации компаний онлайн-торговли, по информации ее директора Артема Соколова численность покупателей выросла в среднем на 200% у каждого крупного магазина.

Сами ретейлеры в большинстве своем тоже отмечают положительный тренд. Правда, по их расчетам, прирост не такой большой – от 30 до 100% в зависимости от масштаба сайта. Наибольший приток людей – у крупнейших маркетплейсов. У них количество покупателей выросло втрое, а общий объем продаж – на 50–300%.

Малым интернет-магазинам тоже особо жаловаться не приходится. Даже те из них, кто работает по ограниченному числу регионов (в небольших городах и районах), зафиксировали положительную динамику. Продажи у них выросли на 10–30%, численность активных покупателей увеличилась на 30–50%, а прибыль – от 15% и выше.

Что будет, когда режим самоизоляции закончится

Если на «входе» многие аналитики прогнозировали рост интернет-продаж в целом, а на «выходе» предрекали существенное падение результатов, то теперь ситуация изменилась. Большинство специалистов уверены, что основная масса онлайн-покупателей останется в Сети и после того как карантин будет полностью отменен.

Некоторый отток, конечно, никто не исключает. Но его оценивают в среднем в 10–18%. Учитывая, что положительная динамика формируется трехзначными цифрами относительных показателей, e-commerce в итоге все равно окажется в выигрыше.

Первые итоги после частичного снятия ограничений

Несколько недель работы в июне, когда часть ограничений уже была снята, подтверждает мнение большинства аналитиков. Так, в некоторых продуктовых категориях действительно наметилось снижение спроса в пределах 5–8%. Но по основным потребительским товарам он остается высоким.

Эксперты связывают это с формированием неких паттернов в поведении современного покупателя. Другими словами, оценив плюсы заказов через интернет, он уже просто не хочет возвращаться к офлайн-закупкам по ряду товарных статей.

Для тех, кто сегодня думает открывать интернет-магазин (или планировал сделать это, пока действовал режим самоизоляции, чтобы получить «кусок пирога»), данные выводы означают следующее:

  • лето 2020 года – это лучшее время, чтобы стартовать в интернет-ретейле на приемлемых конкурентных позициях (потому что позже на рынок придут гиганты с серьезным капиталом и поля для развития уже будет меньше);
  • поскольку времени на раскрутку остается мало (в ожидании обострения конкуренции), вкладываться сразу следует в агрессивную рекламу;
  • снижение спроса будет небольшим, но свои коррективы в конкурентную борьбу оно внесет, готовиться к новым «схваткам» за покупателя стоит уже сегодня.

Самые большие перспективы, согласно оценкам специалистам, открываются перед объединенными площадками интернет-торговли. Именно они в ближайшие годы будут формировать условия развития всего рынка.