Обычно кризис – это не лучшее время для серьезных технических правок на сайте. В это время трафик падает, и бизнесу важно сосредоточиться на том, чтобы его не потерять, а не искать новые способы повышения лояльности читателей.

Но нынешний кризис – необычный. И некоторым компаниям как раз стоит провести правки, пока он не закончился, и продажи не начали восстанавливаться. Тем, кто от пандемических потрясений только выиграл, тоже можно обновлять сайт. Только делать это надо крайне осторожно. Что обязательно следует учесть всем, кто решит реструктурировать или просто осовременить продающие страницы?

Правила обновления

Первые 5 правил редизайна (реструктуризации) выглядят так.

  1. Начинать только после сбора исходной информации. Перед стартом надо точно знать, сколько людей ходят на сайт, какие страницы их больше всего интересуют, откуда они приходят и т. д.
  2. Перед началом любых работ – собираем данные по поведению пользователей на страницах. Это надо для того, чтобы на новом сайте (обновленной странице) сохранить все функции, которыми пользовались читатели. Добавлять новое можно, убирать популярное нельзя.
  3. Готовим уведомления для постоянных клиентов. Это дань уважения к своей аудитории: ее о подобных нововведениях надо уведомлять отдельно.
  4. Технические работы планируем только на периоды наименьшей активности посетителей. Лучше дольше, но с меньшими потерями в части комфорта читателей.
  5. Если сайт переезжает на новый домен, на него стоит сразу поставить те же счетчики, что стояли на прошлом. Это позволит получить объективную информацию для сравнения эффективности до и после редизайна.

Подготовительный этап

Здесь всего два пункта. Во-первых, надо собрать все актуальные метрики сайта (в идеале – срез за последние 5–8 месяцев). Пригодится для будущей аналитики. Плюс, список задач, которые решает проект для посетителей. Его надо проработать тщательно, чтобы не ухудшить юзабилити страниц после корректировок.

Во-вторых, если у проекта появляется новый домен, то все его страницы до завершения работ надо закрыть от индексации. С одной стороны, это поможет избежать путаницы среди посетителей. С другой стороны, поисковики не понизят действующий сайт, рассмотрев его клон, как конкурента. И страницы, которые продолжают продавать, не потеряют в конверсии.

Собственно, доработки

Работая над новой структурой и оформлением страниц, нужно:

  • следить, чтобы старый и новый стиль дизайна как минимум перекликались (не нужно шокировать аудиторию, привыкшую к определенным стилистическим решениям);
  • поставить фавикон (картинка рядом с адресом во вкладке браузера), чтобы читатель, попав на обновленный сайт, понимал, что он в правильном месте;
  • добавить Sitemap, если до этого у ресурса не было карты (улучшит позиции в выдаче, и пользователю будет удобнее искать информацию);
  • настроить переадресацию страниц, которые до этого были посещаемыми, а после обновления сменили адрес (site/tovar – site/category/tovar);
  • для удаленных страниц тоже надо настроить редиректы (новый адрес подбираем по смыслу – с удаленной статьи можно перенаправлять на профиль автора или в категорию конкретных товаров, например).

После реструктуризации и резидайна

Когда технические работы завершены, нужно сообщить поисковикам, что новый сайт, который к тому времени откроется для индексации, – это обновленная версия старого ресурса. Для этого в Яндекс.Вебмастер и консоли Google выбирается раздел помощи и опция «Переезд сайта».

Это для тех, кто сменил домен. При его сохранении достаточно рассказать зрителям, что изменилось и предложить инструкцию по использованию добавленных функций (если интуитивно непонятно, как ими пользоваться).

Тем же, кто вместе со старым оформлением сменил и имя сайта, нужно дополнительно попросить пользователей повторно зарегистрироваться. А потом – проверить, чтобы во всех каналах, в которых указывается домен, подтягивался нужный адрес.