Социальные сети оттеснили блогинг и завоевали львиную долю рынка e-commerce. Уходящий год был для них настолько активным, что его уже негласно называют годом Телеграм-каналов и тиктокомании. За окном вторая половина декабря, а значит, уже можно делать первые осторожные выводы по итогам 2019-го, отметив самые яркие его тенденции для крупных социальных проектов и мира соцсетей в целом.

Больше объективности

Начнем с обновления, которое вызвало самые неоднозначные реакции мировой общественности. Насладившись хайпом и насмотревшись «скандалов», крупнейшие проекты устремились к справедливости. Один из принципиально новых трендов в соцсетях – вектор на «экологичность» общения. Правда, инструменты профилактики токсичных действий у проектов сильно отличаются:

  • instagram скрыл лайки и подписки с комментариями друзей подписчиков;
  • Twitter добавил автору возможность самому решать, какие подписи скрыть, а какие оставить;
  • FB теперь не распознает лица на фотографиях без санкций их владельцев;
  • YouTube, наконец, ввел фильтры видеороликов, предназначенных к показу детям;
  • ВКонтакте уже устал анонсировать скорый ввод дизлайков (между прочим, именно это решение, а не запрет неприличных эмодзи в instagram, пользователи считают самым справедливым из нововведений).

Новые сервисы от старых проектов

Подгоняемые растущей аудиторией новых проектов, опытные заслуженные социальные сети пробуют свои силы на смежных площадках. Аналитики даже поспешили назвать эту моду первыми пробами поиска узкой ниши (в преддверии нашествия конкурентов):

  • открыл фестиваль обновлений ВК со своим сервисом Lovina (может, знакомства и амурные сайты снова станут самым быстрым способом монетизации?);
  • за ним подтянулся instagram, внедривший в 2019 году больше новых правил и функций, чем за 3 предыдущих года, – в сети появились мини-сообщества Threads;
  • Яндекс.Музыка и опять ВК старательно возрождают старую добрую индустрию подкастов – для них здесь даже создали собственные площадки.

Каким будет мир соцсетей в скором будущем

Очень похоже, что общество созрело для новых проектов. Tik Tok – наглядное тому подтверждение. Будучи чем-то принципиально новым, он моментально собрал огромную аудиторию пользователей и уже начал активно рекламировать. Пока что сеть остается молодежной, потому лучше всего продает товары для школьников, студентов и молодоженов. Но как показывает история, все популярные сети рано или поздно «взрослеют» вместе со своими верными пользователями. Не исключено, что и китайское «открытие года» это тоже ждет.

В любом случае на рынке социальных сетей наблюдается устойчивый спрос на новые проекты. Это хорошо и для разработчиков (есть шанс стать новым если не Цукербергом, то Дуровым), и для пользователей. Продвиженцам остается только успевать осваивать рекламой новые площадки, пока там не ввели жесткие правила по примеру instagram или Facebook.

Последний проект в 2019 году в очередной раз утвердился на позиции безусловного мирового лидера, несмотря на прессинг со стороны законодательства США и новых конкурентов. FB, кстати, в феврале исполнилось 15 лет.

Второе место по активности посещений (и привлекательности для продаж) делят YouTube с instagram. Телеграм их почти догнал, но у него все впереди – динамика у сети впечатляющая.

Сооснователь «Википедии» Джимми Уэйлс, казалось бы, верно уловил тренд на новые соцсети. Но его новинка WT:Social пока не «выстрелила». Все-таки времена уже не те: балом правит реклама и имидж. Не вкладываясь в проект, невозможно остаться на плаву. Есть вероятность, что эта тенденция (агрессивно-массивная программа продвижения для сохранения позиций) для соцсетей сохранится еще долго.