Вначале октября бизнес Москвы получил новое указание. Теперь он обязан треть сотрудников, а также работников, относящихся к группе риска, перевести на удаленную работу. И главное, еженедельно работодатели теперь должны сдавать отчеты о таких кадрах (переведенных на дистанционный режим).

Указ есть, а разъяснений к нему нет. Тогда как вопросов он вызвал огромное количество. Официальных ответов никто еще не дал, но свои мнения эксперты уже озвучили. И касаются они основных непонятностей в отношении новых требований.

По сути

Если очень коротко, то содержание указа мэра столицы можно изложить в 5 основных пунктах:

  • под требование о предоставлении отчетов попадают все, кто не работает в оборонной промышленности или госаппарате (и не обслуживает эти сферы);
  • переводить сотрудников старше 65 лет на удаленную работу можно, но не обязательно, если их присутствия в офисе требует специфика деятельности компании;
  • удаленные работники могут меняться хоть каждую неделю;
  • для предоставления отчета сотрудников надо разделить на 2 группы (офисных и дистанционных), персональные данные предоставляются только по последним;
  • отчет сдается онлайн на специальном бланке за электронной подписью.

В бланковом документе обязательно нужно указать актуальные реквизиты бизнеса: полное и краткое наименование, код основной деятельности, идентификационный код, юридический адрес, ОГРН и точную численность сотрудников (отдельно в офисе и на удаленке). По кадрам, переведенным на дистанционную работу, требуется предоставить номера:

  • телефона;
  • автомобиля (если есть);
  • электронных карт «Тройка» и «Стрелка»;
  • социальной карты;
  • проездного билета.

Зачем это нужно

Официальное обоснование нововведений – противодействие распространению коронавируса в преддверии новой вспышки, связанной, в том числе, с сезонным ослаблением иммунитета. Некоторые эксперты соглашаются, что такая мера может сократить заболеваемость внутри офиса или как минимум сберечь его коллектив от массовой принудительной изоляции.

Если заболеет человек, который был на удаленной работе последние 2 недели, всех его коллег отправлять по домам не придется. При условии, что он не посещал офиса для получения документов (а это еще нужно будет доказать).

Есть и другое мнение: многие предприниматели, в частности, уверены, что такая мера преследует цели по сбору персональных данных сотрудников с целью контроля над бизнесом. Речь о проверках реальности информации, предоставляемой в отчетах. Это объясняет, зачем администрации знать номера всевозможных карт, телефонов и даже транспорта дистанционных сотрудников.

В чем сложности

Первые сомнения, которые возникли у представителей бизнеса, касаются содержания отчета. В нем де-факто обязывают указывать персональные данные. То есть авторам отчета придется «лавировать» между строгими нормами 152-ФЗ и требованиями столичной администрации.

Впрочем, для большинства компаний это не так страшно. Как отмечают юристы, специализирующиеся на корпоративном праве:

  • ряд персональных данных в распоряжении нанимателей уже имеется на законных основаниях (те же номера телефонов нужны для эффективной работы);
  • пандемия по-прежнему остается форс-мажорным обстоятельством (риском государственного значения), а значит, меры противодействия ей, заявленные в обосновании указа, имеют приоритет по сравнению с требованиями 152-ФЗ;
  • де-юре предоставлять информацию о транспорте или картах сотрудников предприниматели обязаны, если они сами оплачивают топливо для этого авто или выпуск карт (то есть указывать эту информацию с юридической точки зрения автор отчета обязан не всегда, хотя в разъяснениях, если они последуют, может значиться и иное).

Вопросы по численности

Второй момент касается численности сотрудников. Там, где их работает 30 человек, все понятно. 10 представителей обслуживающего персонала (или IT-специалистов, бухгалтеров и других кадров, которые могут выполнять свои функции из дома) необходимо отправить на дистанционную работу.

А что делать ИП без сотрудников? Или фирмам, в штате которых числится только директор? А если есть директор и бухгалтер, как тогда высчитать из них 30%.

Официальных ответов на эти вопросы пока нет. Но есть логические умозаключения:

  • с предпринимателей без персонала, скорее всего, ничего требовать не станут (в крайнем случае – предоставления доказательства того, что наемных работников нет, и данных о самом бизнесмене);
  • там, где официально работает только директор, и от его присутствия в офисе зависит результат деятельности компании, переводов на удаленную работу с еженедельными отчетами тоже, видимо, не требуется;
  • а вот если персонал насчитывает хотя бы двоих, то одному из них (или каждому по очереди), вероятно, придется перейти работать из дому.

Требования к организации удаленного рабочего места

Как организовать удаленный труд сотрудника, пока тоже не совсем понятно. С одной стороны, не так давно само понятие удаленщика появилось в ТК. С другой стороны, в данном случае дистанционная занятость может быть сильно ограничена по времени (неделя, например).

Каких требований по графику, техническому оснащению, нормированию рабочего дня придерживаться, для многих остается загадкой. И разгадывать ее не берутся даже юристы. Это тот случай, когда нужны официальные разъяснения.

Привязка к столице

Наконец, последний непонятный момент касается привязки бизнеса, который попадает под действие указа, к Москве. В нормативном документе использован неоднозначный термин: предприниматели и компании, работающие в городе. Он вызывает сразу 2 вопроса:

  • как быть тем, кто зарегистрирован в Москве, но работает вне ее;
  • что делать бизнесу, зарегистрированному за городом, но работающему в столице.

Есть и третий вопрос: кто будет проверять соответствие регистрации фактическому месту работы. Эксперты считают, что на первых порах указ будет фактически действовать только для зарегистрированных в Москве компаний и ИП. Как все случится на деле, покажет практика.

Что будет за отступление от требований указа

Единственное, что не вызывает вопросов, касается санкций. С ними все понятно: за отступление от требований указа предприниматель заплатит 30–50 тыс. руб. при первой «поимке» и до 1 млн руб. за повторное «преступление».

Впрочем, последний штраф, скорее всего, вменять не будут, – считают эксперты. Здесь куда более вероятна принудительная остановка деятельности на 3 месяца. Для юридических лиц первый штраф установлен на уровне 100–300 тыс. руб., при повторном нарушении – до 1 млн.