Любой интернет-ресурс продвигается контентом. Да, кроме публикаций, существуют ссылки, контекстная реклама, отзывы со сторонних ресурсов и много чего еще. Но все это прикладное. Первичен материал, которому посвящен канал связи с посетителями (соцсети, сайты, порталы, это всех касается). Если информация подается в формате видео или фото (инстаграм, Телеграм, YouTube), то графике нужно описание. На сайтах контент – это статьи, аналитические материалы, инфографика и т. д.
Где брать публикационные материалы? Есть 2 варианта:
- подготовить самостоятельно;
- заказать стороннему автору.
Первый сценарий хорош на самом старте, когда в вашем ведении находится 1 проект, и времени на его развитие достаточно. Когда сайтов 2–3–5 или новые статьи на них выходят каждый день, а у вас есть еще и основная работа, лучше подойдет второе решение – копирайтинг или рерайтинг на заказ. У него есть свои сложности и особенности, о которых и поговорим.
Где искать авторов
Поиск исполнителя – это, скорее, дело техники. Существует масса фриланс-бирж, статейных площадок, частных объявлений от авторов, готовых взяться как за единичные статьи в блог, так и за весь проект. Другой вопрос, как найти среди них того, кто отвечает вашим требованиям. Три ключевых момента программы отбора.
- Цена. Она на массовом рынке считается за 1000 знаков без пробелов. Размер этой ставки полностью зависит от вашего бюджета – найти хорошего автора можно и в бюджетной категории, и на дорогих биржах контента. В первом случае потребуется чуть больше времени и сил. Кроме того, будьте готовы по мере развития проекта повышать ставку постоянному автору (если хотите с ним и дальше работать, конечно). Для старта с минимальным капиталом можно отталкиваться от ценника в 30–45 рублей за 1000 знаков текста. Средняя цена – от 100 рублей за 1000.
- Постановка задачи. Это центральный фактор успеха. Если автор готов работать с детализованным техзаданием, это большой плюс. Постарайтесь вложить в этот блок все, чтобы потом не пришлось уточнять. Не оставляйте слишком большого пространства для фантазии (жесткая тематичность, отказ от лирических отступлений, без раздувания объемов междометиями и уточнениями). Обязательные пункты ТЗ:
- цель написания статьи;
- объем;
- набор ключевых фраз, их синонимов и правил использования (точные, разбавленные, отдельно по тексту);
- основные черты целевой аудитории (кто читатель);
- требования к тегам (title, description) и картинкам;
- ознакомительная часть (для какого проекта пишется материал).
- Установление сроков. На небольшой материал достаточно суток, но опытный автор запросит двое. На лонгриды стоит давать хотя бы 3–5 дней. Сразу оговорите возможность отсрочек в пределах 1–2 суток, это поможет «настроить» график работы с комфортом для исполнителя и заказчика.
Чего ждать от пробного текста
Первая проба нужна всегда. Для исполнителя это свидетельство серьезности заказчика и обещание долгосрочного сотрудничества. Для веб-мастера это возможность оценить манеру автора и его грамотность. Ждать от такого «пробника» чего-то сверхъестественного не стоит. Хороший райтер обычно раскрывается к 4–5 материалу, когда погружается в тему проекта. А вот готовность погружаться заметна сразу. С первого текста. Если ее нет, нужно либо цену увеличивать, либо искать другого исполнителя.
Важные моменты, о которых заказчик часто забывает
Эффективность сотрудничества с фрилансером как минимум на 50% зависит от вас. Но добиться ее можно, только если вы будете понимать суть такого партнерства. Вот о чем здесь важно знать:
- Не для всех, но для многих заказчики – «другая сторона баррикад». Это не плохо и не хорошо, это факт, который надо принять. Нельзя допустить, чтобы исполнитель рассматривал вас как придирчивого учителя, а доработки как намек на его непрофессионализм.
- Ни один профессиональный автор не работает с одним избранным проектом. Если это редактор издания – да, он вычитывает книгу за книгой, не отвлекаясь на смежные задачи. В копирайтинге же конвейер (если вы своего райтера не загрузите работой на 100%, конечно). Те же 2 дня нужны не на 1 вашу короткую заметку, а на 5–10 таких заметок, для 5–10 заказчиков.
- Конкуренция еще никому не вредила. Художника, конечно, обидеть легко, а копирайтер во многом художник. И все же периодически «давать передышку» ему стоит. С одной стороны, подозрения, что вы в поисках другого автора только повысят его старательность. С другой, небольшое отклонение от одной темы расширяет кругозор исполнителя.
Есть еще один момент, на который стоит обращать внимание. Копирайтинг – это работа не для всех. Иногда даже те, у кого она неплохо получается, «перегорают», теряют свою «изюминку». Это часто происходит после первой 1000 текстов.