Каждый предприниматель, который пытался оформить кредит на развитие бизнеса в более или менее серьезном банке на более или менее серьезную сумму, знает, что такое финансовый анализ бизнеса. Конечно, стать предметом такого анализа мало кому хочется (впрочем, отношение к делу заемщика во многом зависит от квалификации сотрудника банка).

Но вот чего ИП точно не ожидали, так это что они сами должны будут выступить в роли аналитика. И не единожды, а столько раз, сколько новых контрактов они заключат.

Однако обстоятельства вынуждают. После нескольких неудачных попыток в 2000–2006 гг. налоговики все-таки добились введения такой нормы в налоговое законодательство. И теперь любой бизнес официально отвечает за своих партнеров.

Причем отвечает материально: если договор будет заключен с фирмой-однодневкой, бизнес будет платить налоги и за себя, и «за того парня» (который «однодневка»). Конечно, если не сможет доказать, что оснований подозревать партнера в «однодневности» у него не было.

Другими словами, при выявлении сомнительных сделок (сделок с сомнительными участниками рынка) налоговики будут требовать подтверждений качественно проведенного анализа. А как его проводить?

Что надо доказать?

Чтобы выстроить план проверки каждого контрагента, нужно понимать, какие факты и доказательства удовлетворят налоговую службу. Как показывает практика, доказать ей надо 2 факта.

  1. Свои честные намерения (а не попытку уклониться от уплаты налогов или провести махинацию).
  2. Выполнение необходимых и достаточных действий для проверки партнера.

С первым пунктом проще – все планы, договоры, данные у компании имеются. Чтобы подтвердить репутацию честного налогоплательщика, достаточно показать: приобретенные услуги или товары были объективно нужны компании, по факту поставки (выполнения) использованы, как и планировалось, для основной или дополнительной коммерческой деятельности. При этом исполнил договор (поставил продукцию или выполнил работы) тот контрагент, с которым этот договор заключен. Или его партнер, с которым заключен договор субподряда, если в данном случае предполагается право подрядчика привлекать субподрядчиков.

Проверка контрагента

Со вторым доказательным пунктом все сложнее. Потому что информация нужна уже не о себе, а о партнере. Какая именно:

  • Юридический и фактический адрес (должен совпадать).
  • Численность персонала. Здесь не так важна точная цифра, как достаточное количество людей для исполнения конкретных обязательств. Фирма, в которой только бухгалтер и директор, не сможет выполнить заказ на ремонт трех офисов за неделю.
  • Наличие и состояние основных средств. Опять же они должны быть в том количестве, в каком требуются для выполнения взятых на себя контрагентом обязательств. Причем не так важно, будут это арендованные активы или собственные.
  • Легитимность работы (особенно в части выполнения тех видов деятельности, которые требуют наличия лицензии).
  • Фактическое исполнение сделки контрагентом. Если он все делает сам, то в итоговой смете он подтвердит расходы, например, на материалы или аренду транспорта, спецтехники. Если привлекает субподрядчика, укажет его тарифы в смете и предоставит данные о нем заказчику.

По-хорошему для полной уверенности при первом контакте с новым партнером сотрудник бизнеса или сам предприниматель должен хотя бы раз посетить офис или место производства контрагента. Желательно с видеоотчетом по результатам этого посещения (без съемок секретных технологий, понятно дело). Тогда у налоговиков, случись такой контрагент мошенником, будет гораздо меньше вопросов.

Где собирать данные

Официальные сведения можно запросить напрямую у потенциального партнера или соответствующих организаций:

  • членство СРО, например, сможет подтвердить саморегулируемая организация (пусть и онлайн, главное, чтобы переписка сохранилась, и обращение осуществлялось через ее официальный канал связи);
  • факт регистрации в налоговой и постановки на учет можно уточнить на сайте налоговиков (сервис «Прозрачный бизнес», например, сейчас набирает обороты и постоянно пополняется данными);
  • полномочия работников партнера на подписание документов можно запросить официально у администрации компании (или предпринимателя), опять же сохранив переписку для возможных проверок;
  • проконтролировать присутствие офиса по заявленному адресу можно лично.

Если сам контрагент отказывается предоставлять необходимые документы (свидетельство о регистрации или данные о штате), остается одно из двух. Во-первых, попытаться объяснить причину своего интереса к его внутренним делам (ведь ему тоже надо вас проверить, так что интерес взаимный). Во-вторых, отказаться от сотрудничества, чтобы не повышать собственные налоговые риски.

Что будет, если партнер окажется налоговым махинатором?

А что за риски повышает предприниматель, не задумываясь, с кем он заключает сделку? При самом благоприятном для него развитии событий контрагент окажется честным налогоплательщиком и у налоговиков не возникнет вопросов ни к нему, ни к вашей сделке.

Сценарий похуже приведет к тому, что договор признают фиктивным и с мошенника взыщут налоги, а его партнеру вменят недоимку. Потому что вычет расходов на сотрудничество с однодневкой из суммы прибыли для расчета налогооблагаемой базы незаконен. Его отменят, база вырастет, налог пересчитают и выставят счет с пеней и другими доначислениями.

При самом неблагоприятном исходе, если мошенник окажется мошенником, а сделка будет признана фиктивной, заключенной обеими сторонами умышленно (а соответственно, и сами стороны связаны между собой), то бизнес:

  • не получит товара или услуг, успев заплатить за них полную стоимость или аванс;
  • не сможет учесть потерянные де-факто деньги при расчете налогов и сборов;
  • получит недоимку, штраф и пеню;
  • может быть привлечен к ответственности, как связанное лицо с однодневкой (то есть заплатить налоги за мошенника, который благополучно отработал свой «один день» и исчез).

Понятно, что настолько плохо дела обстоят редко. Но рассматривая риски, не учитывать наихудшего варианта все же нельзя. Тем более что суды в таких вопросах почти в 80% случаев принимают сторону ФНС.