Даже во времена, когда в онлайн правит балом экономический глобальный кризис, и каждая копейка у бизнеса на счету, все равно не стоит отказываться от контекстной рекламы. В этом уверены западные маркетологи, и их российские коллеги мысль поддерживают. Большинство компаний, которые продолжают активные продажи, к этому совету прислушались. Часть тех, кто пока работу остановил, тоже сохраняют рекламные бюджеты.

И тем и другим полезно знать: «темное» время грозит и снижением объема выручки, и перерасходом рекламных денег. Не только потому, что настройки контекста все еще делать умеют единицы. Уровень качества такой работы в целом по Рунету значительно подрос за несколько месяцев коронакризиса.

Проблема еще и в так называемых болезнях онлайн-рекламы, как то:

Как с этим бороться, знают специалисты поиска и устранения уязвимостей онлайн-проектов и их рекламных кампаний. А вот научиться констатировать проблему, чтобы обратиться за помощью (или самостоятельно освоить методы защиты, почему бы нет), полезно каждому.

Методы накруток

Для начала, немного теории. Так, методов накрутки бывает несколько. Самые распространенные (и существенно участившиеся в апреле):

  • скликивание – переходы из рекламных блоков ботов или наемных серферов, которые выжидают до 10 секунд сессии, и уходят, так ничего и не купив (даже не заинтересовавшись), проще говоря, этот переход стоит рекламодателю денег, но взамен приносит его сайту только проседание по позициям;
  • классическая накрутка «в лоб» – прямой переход на сайт, который рекламируется, дальше по аналогии со скликиванием (до 10 секунд бездействие и уход);
  • переходы по ключам (обычно – высокочастотным) – сильно «бьют» по CTR сайта и очень быстро спускают его в хвост поисковой выдачи, любимый прием конкурентов;
  • переходы по ссылкам с других сайтов (здесь обычно даже 5–10 секунд не ждут, сразу уходят).

Кроме того, накрутка может быть еще и мягкой ненавязчивой (а потому особо опасной) и резкой наглой.

Признаки мягкой накрутки

Мягкая или относительно мягкая накрутка выдает себя ростом переходов при снижающейся конверсии. Мягкость в данном случае выражается поступательным изменением статистических данных – количество переходов увеличивается буквально на 15–20%, конверсия падает на 3–5%. И так до полного исчезновения трафика.

Часто на этом фоне имеет место увеличение посетителей из столичного региона и несильно, но заметное повышение количества сессий длиной до 5–10 секунд. Важный момент: все перечисленные сдвиги наблюдаются при абсолютном бездействии рекламодателя. В том смысле, что никаких действий для таких перемен он не предпринимает, а перемены имеют место. Предпоследним шагом к пропасти в таких случаях становятся уведомления от Google о росте подозрительного трафика.

Резкая накрутка

Когда злоумышленники (которыми могут оказаться и менее удачливые, чем вы, конкуренты) действуют дерзко, заметно:

  • откровенное увеличение сессий до 5–10 секунд;
  • прирост количества прямых переходов на сайт на уровне 100%;
  • буквально потоковый трафик из контекстной рекламы;
  • увеличение отказов в обеих системах (Яндекс и Google, согласно их внутренней статистике).

Если при мягкой накрутке у предпринимателя еще есть 2–3 недели, чтобы отреагировать и пресечь атаку, то в этой ситуации действовать надо быстрее. Потому что через 2 дня поисковый трафик упадет в несколько раз, а через 2 недели, уже будучи под баном обоих поисковиков, сайт пройдет точку невозврата и вынужден будет прекратить существование.