Мобильные приложения как инструмент продаж товаров онлайн разрывают рынок на протяжении двух последних лет. Они обещают перевернуть представление о динамике роста доходов, стоит только их внедрить. Плюс 50% покупателей за счет пуш-уведомлений. Плюс 30% к среднему чеку благодаря индивидуальному подбору предложений для зарегистрированных клиентов. Двойной рост базы идентифицированных покупателей. Все это обещают разработчики мобильных предложений и те, кто продвигают подобный софт на рынок интернет-магазинов.

Казалось бы, что тут думать: один только прирост продаж уже достоин того, чтобы вложиться в ПО. Но есть одна загвоздка: его стоимость начинается в лучшем случае с 300–450 тысяч рублей. При среднем чеке в 1000 рублей (пусть будет дорогой магазин) за счет роста ценника такие расходы окупятся не раньше, чем через 1000–1500 покупок, причем именно через приложение. Для некоторых магазинов это год очень успешных продаж, в течение которого бизнес будет работать только на окупаемость.

С одной стороны, год в минус или очень маленький плюс (и даже 2–3 года при перспективе многотысячных заработков) – это не так уж долго. Но есть и другая сторона: никто не дает гарантий, что магазин столько просуществует, что у него в день будет хотя бы по 3 покупателя на 1300–1450 рублей и что приложение действительно увеличит средний ценник на 300–450 рублей.

Так, стоит ли заказывать разработку мобильного приложения, тратиться на его раскрутку и внедрять его в практику своих продаж? Ответа, однозначного для всех, нет. Зато есть аргументы за и против.

5 плюсов мобильного приложения

Если у магазина есть такой удобный пользователю канал продаж, он может в буквальном смысле собирать сливки:

  • Получить базу зарегистрированных пользователей.
  • Разработать обоснованную дисконтную программу (предлагать скидки не всем подряд, а действительно активным клиентам) и программу лояльности.
  • Научиться подбирать индивидуальные услуги по итогам анализа предпочтений покупателя (полная база статистики по клиентам, их предпочтениям, скорости принятия решений).
  • Отстроиться от конкурентов.
  • Быть всегда, что называется, на связи (ответы на вопросы, уведомление об акциях, консультации).

Чем может навредить приложение

Что с минусами? Многие из них – производные непроработанных плюсов. В частности, главный недостаток решения – его неокупаемость. Потому что 90%+ заказчиков мобильного приложения для интернет-магазина по факту хотят совсем не приложения, а возможности «загрузить» клиентов пуш-уведомлениями. Очень быстро вся эта «загрузка» покупателю надоедает, программка удаляется из его смартфона, а магазин теряет клиента из-за спама.

Приток клиентов, заинтересованных скидками, которые обычно обещают при оформлении покупки через приложение (для его раскрутки) может обернуться еще большим их оттоком. Это распространенная практика современного пользователя: поставить софт на телефон, чтобы получить бонусную цену, и сразу после покупки его удалить.

Третий момент касается первоначальной цели разработки ПО. Его используют, чтобы быть с покупателем на связи и иметь возможность рассказывать ему о новинках. Зачем для этого делать приложение, если перечисленные опции (включая все те же push) сегодня настраиваются в хорошо сделанной версии сайта Mobile First? Последняя обойдется в 3–5 раз дешевле.

Вывод

Большие магазины и маркетплейсы вроде Aliexpress задали моду на приложения в e-commerce. Но для них подобный канал продаж – один из десятка инструментов. Для небольшого же интернет-магазина дополнительное ПО – это настолько дорогая инвестиция, что на другие средства продвижение денег может и не хватить.

Да и память у смартфонов до сих пор не резиновая. Пользователь всегда отдаст предпочтение приложению гиганта, у которого закупается каждую неделю, а не мебельного магазина, в котором однажды почти заказал полочку для обуви. Так что приложение последнего так и останется висеть невостребованным в открытом доступе.

Проще говоря, в малом и среднем сегменте e-commerce приложение для мобильных – это тренд, а не эффективный канал продаж с потенциалом в 100% прироста прибыли. В большинстве случаев задачи, которые ставит перед ним пользователь, можно решить через адаптацию сайта.