Интернет на то и Всемирная паутина, что все, там оказавшееся, становится публичным достоянием. Это де-факто. А де-юре смотреть и читать в Сети можно все, а вот для использования доступна лишь ограниченная часть материала. В особенности это касается графических объектов – картинок, инфографики, фотографий.

В последние 2 года и Google, и Яндекс, и YouTube с другими социальными сетями буквально «помешались» на авторских правах. Привычная практика с копированием картинок (даже вполне себе технически защищенных) теперь стала табу.

Надо сказать, интернет-сообщество в общем и целом с пониманием отнеслось к «закрытию» прошлых возможностей. В некоторых темах использование чужих изображений без разрешения их автора стало моветоном.

В новых реалиях с целью соблюдения гласных и негласных правил все у большего числа копирайтеров, блогеров, редакторов, дизайнеров возникает ряд уместных вопросов по поводу выбора картинок. Какие из всех изображений или фото можно публиковать на своей странице, а какие нельзя даже с указанием автора? Что будет, если нарушить авторские права? Как быть, если картинка идеально подходит для иллюстрации материала, но прав на ее использование нет? Или нет того, кто может разрешить ее опубликовать.

Вопросов много, ответы на них уже известны. Осталось только все разложить по полочкам.

Какие картинки можно публиковать без оглядки на авторство

Самый распространенный вопрос касается выбора статуса изображений. Если подходить к ответу строго со стороны международных законов, то ограничение действует очень жесткое: применять можно только те фотографии, которые имеют статус «Для коммерческого использования и распространения».

Если на чьем-то сайте (аккаунте в соцсети) нашлось идеальное фото, его можно использовать при условии, что в правилах этого сайта такое использование разрешено. В противном случае необходимо связаться с администратором проекта, запросить автора изображения и получить его разрешение. Переписку желательно сохранить.

Если автора у картинки нет, а подходит она идеально, ее можно доработать в фотошопе (коллаж, зеркальное отражение, мэм и т. д.). Но в этом случае стоит быть готовым, что какой-то пользователь опознает в модели на снимке своего малыша и потребует удалить картинку. Этика требует исполнить его требование.

Как искать «разрешенные» изображения?

Чтобы найти «фото свободного пользования» в том же Google (а выбор здесь будет небольшой), надо:

  • открыть страницу поиска;
  • зайти в меню настроек (снизу справа);
  • в открывшемся окне выбрать «Расширенный поиск»;
  • кликнуть по строчке рядом с «право использования» (внизу слева);
  • выбрать «с лицензией на использование и изменение в коммерческих целях», по умолчанию там стоит любая лицензия;
  • закрыть окно настроек и приступать к поиску.

Что с картинками со стоков?

Вариант попроще – фото и изображения с фотостоков. Но у них тоже есть свои статусы. И свободно можно использовать не все материалы, а лишь те, что разрешено публиковать без атрибуции. Впрочем, картинки с атрибуцией тоже никто не запрещает использовать. Только авторство надо будет указать.

Свой контент (точно уникальный, пусть и ненадолго)

Наконец, фотографии собственного производства тоже можно и надо использовать. Только убедитесь, что правильно их оформили (с защитой авторских прав). Желательно на всякий случай еще и дату публикации зафиксировать скриншотом, например. Никто не отменял мошеннических схем, когда злоумышленники копируют чужое фото, и выдавая его за свое, требуют компенсации.

Что будет, если нарушить авторское право?

На самом деле ничего особо страшного блогеру не грозит. В лучшем случае его попросят убрать картинку (если найдется автор и ему не понравится использование его материала), в худшем – подадут в суд и принудят удалить фото.

В каждом из случаев все можно урегулировать полюбовно. Это в интересах обеих сторон: блогер ведь ничего и не хотел нарушать, а автору все равно будет ох как непросто доказать свои права на контент, который оказался в свободном доступе. Хотя здесь надо учитывать еще и позицию поисковика: поверив, что сайт применяет чужой контент, он может понизить страницы в выдаче.