Зарабатывать на своем сайте сегодня может каждый. И программистом, веб-дизайнером или верстальщиком для этого быть необязательно. Хотя как раз представители этих профессий, прекрасно понимая пользу распределения задач или эффективность работы над проектом команды, часто предпочитают заказать ресурс, а не делать его самостоятельно.

Но если они отлично знают, как правильно составить техническое задание к такому заказу, то новичок, несведущий в веб-мастеринге, часто уповает на удачу. Или ждет, что ТЗ составят за него. Это большая ошибка. Потому что специалистом в сайтостроении для получения работающего веб-продукта можно и не быть, а вот контролировать работу исполнителей надо обязательно.

Кроме как через техзадание, это делать сложно. Плюс, только в таком документе есть возможность структурировать и адекватно отобразить именно то, что необходимо заказчику. Потому что даже очень хорошие специалисты не смогут увидеть и тем более оцифровать картинку, которая находится только у вас в воображении.

Постановка задачи

Как правильно составить техническое задание на исполнение любого сайта? Предлагаем короткий список моментов, которые в нем обязательно должны найти отображение.

В идеале это должен быть бриф, а не простое описание. Причем для наглядности в нем крайне желательно указывать примеры понравившихся проектов. Это могут быть сайты, инструменты, найденные где-то на просторах интернета, сочетания цветов на фотографии (пусть это будет даже билборд, если он идеально попадает в ваше «хочу», дизайнеру стоит это увидеть). Только передавая исполнителям образцы из интернета, не стоит ограничиваться ссылками. Делайте скриншоты и храните их хотя бы до приемки. А лучше – несколько месяцев после нее.

Чек-лист обязательных моментов

Так, собственно 5 обязательных информационных пунктов ТЗ:

  • профиль заказчика (чем занимаетесь, как долго, куда стремитесь, какой ассортимент товаров, если это будет интернет-магазин);
  • реквизиты для связи (желательно все, что есть, дабы при форс-мажорах исполнитель имел возможность согласовать с вами корректировки);
  • описание целевой аудитории с распределением на группы, если есть;
  • конкуренты (изучив их сайты, разработчик сможет предложить в вашем проекте функции и возможности, которые уже на старте помогут обойти многих в конкурентной гонке);
  • желаемые и критичные сроки исполнения (не стоит оставлять пространство для отложенной работы, дедлайн отлично дисциплинирует).

Если сайтов планируется несколько, то под каждый из них надо составлять отдельное техзадание. При этом указать не только информацию о себе и требования по срокам, но и предоставить полный пакет имеющихся материалов. В любом бизнесе (даже если он только планирует запускаться) есть своя база данных. Это регистрационные документы, фотографии товара, черновики описания УТП, бизнес-планы и т. д. Все графические материалы (фотографии, видео, схемы и диаграммы) сразу стоит включить в пакет для исполнителя. Он вполне может использовать их на сайте для формирования доверия.

По проекту

Кроме того, по самому сайту надо указать ключевые моменты:

  • количество и выбор языков, если предполагается мультиязычный ресурс;
  • предпочтительную систему управления сайтом (или обязательные функции, если сами затрудняетесь с выбором – специалисты помогут его сделать, понимая, чего вы ждете от проекта);
  • тип дизайна (можно настроить шаблон или разработать индивидуальное оформление);
  • набор требуемых модулей (калькуляторы, опросы, отзывы, кнопки CTA).

Если сайт готовится для расширения каналов продаж существующей компании, то в ТЗ обязательно нужно перечислить элементы брендирования – слоганы, логотип, фирменные цвета. Очень важно структурировать или хотя бы четко сформулировать цели запуска веб-проекта. Они определяют формат ресурса (интернет-магазин, визитка, форум и т. д.).